Нелинейные риски конфронтации

24 января 2022, 18:30
Вопрос о том, кому  выгодна конфронтация России и США, безусловно, актуален, но логика конфронтационных процессов порой приводит к тому, что эти процессы разворачиваются по собственной, уже неконтролируемой, логике. Сейчас мы наблюдаем предпосылки перехода от режима контролируемой геополитической конфронтации к состоянию нелинейной мультипликации рисков и угроз.

Если в ближайшие недели (вплоть до послания президента России в феврале) траектория деэскалации не будет обозначена и не начнет реализовываться одновременно и Москвой, и Вашингтоном, – резко возрастет риск провокаций, в том числе и военных. По сути, этот фактор уже стал «окном возможностей» для прочих акторов, которые могут таким образом мультиплицировать конфликт до очень серьезного уровня. 

Система, также как и А. Лукашенко во время кризиса на белорусско-польской границе, ждет немедленных уступок от коллективного Запада, а он, судя по актуальному состоянию конфронтации, проявляет большую сплоченность и поддерживает заданный конфликтно-ультимативный фон. Похоже, это стало достаточно неожиданным и неприятным сюрпризом для руководства России. 

Все это похоже на геополитический тупик, движение к которому еще можно остановить, поставить на паузу, но изменить ситуацию принципиально нельзя. Впрочем, и попытки поставить на паузу ситуацию и включить стоп-кран с каждым днем все более труднодостижимы. 

Вопрос сейчас не в вероятности военного конфликта, она по-прежнему невысока, а в том, что с каждым днем вариантов для приемлемого выхода из ситуации у российского руководства все меньше.

Это означает, что управленческая система пошла вразнос (даже при пока ещё мирном времени, а что будет при настоящих санкциях и тем более войне?).

«С каждым днем вариантов для приемлемого выхода из ситуации у российского руководства все меньше». Если так пойдёт дальше, то у высших семей останется только один выход: убирать часть высших акционеров Уклада и поскорее переходить, как после 1953-го, к Оттепели, - чтобы сохранить свои привилегии, ренты и капиталы (в совсем плохой ситуации – и к Перестройке).