Немного в защиту демократии

31 января 2017, 15:18
84 года назад, 30 января 1933 года, президент Германии генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург назначил лидера крупнейшей парламентской фракции - председателя Немецкой Национально-Социалистической Рабочей партии ефрейтора запаса Адольфа Гитлера канцлером

84 года назад, 30 января 1933 года, президент Германии генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург назначил лидера крупнейшей парламентской фракции - председателя Немецкой Национально-Социалистической Рабочей партии ефрейтора запаса Адольфа Гитлера канцлером (главой кабинета).

Этому предшествовало следующее. 6 ноября 1932 года после очередного роспуска так и не смогшего сформировать правительство рейхстага (12 сентября) состоялись новые выборы.

Результаты НСДАП ухудшились — 33,1% (196 мест вместо 230 на июльских выборах [1 один мандат от 60 тыс. избирателей по спискам], но она осталась на 1-м месте.
СДПГ — 20,4% (121 место),
КПГ — 16,9% (100 мест - лучший результат в её истории),
Партия Центра — 11,9% (70 мандатов) - католики; лидер Людвиг Каас [бывший лидер - тот самый Брюнниг, которого Штирлиц пытался через пастора Шлага всунуть в переговоры с Даллесом вместо генерала Вольфа, и который в 1930 создал «протонародный фронт» с социал-демократами и успешно пугал победителей большевизацией Германии], 
Немецкая национальная народная — 8,7% (52 мандата).
Баварская народная — 3,1% (19 мандатов).

Канцлером был назначен фон Паппен - от националистов.

Идеальным был бы вариант «Народного фронта» по французскому образцу 1935-36 годов на основе коалиции той же конфигурации - СД, КП и Центр (вместо французских «радикал-социалистов», т.е. либералов). Но центровец Каас побежал договариваться к Гитлеру, чтобы свалить фон Паппена. Но и фон Паппен побежал к Гитлеру со встречным предложением. 
«Национал-патриот» фон Паппен понравился Гитлеру больше интригующего католика... Они договорились.

В это время, а это - апогей финансово-экономического кризиса и развала банковской системы, фон Гинденбург назначает в декабре 1932 года канцлером генерал-лейтенанта Курта фон Шлейхера и тот намерен править указами.

У фон Шлейхера, опирающегося на «продвинутый» генералитет, программа реформ, напоминающая рузвельтовскую. 
Одновременно он пытается расколоть НСДАП, суля поддержку и пост вице-канцлера, т.е своего заместителя, Грегору Штрассеру (соратнику главы штурмовых отрядов капитана Рёма), брат которого Отто создал «Чёрный фронт» - Национально-социалистическое революционное антифашистское движение, выступившее против группы Гитлера как ставленника олигархов (фашизм - уже синоним «реакционного режима» Муссолини). 
Но Гитлер быстро давит бунт «леваков», доходчиво объясняя, что вся партия держится только на его харизме и деньги дают только под него.

А олигархи, которым Гитлер нужен, чтобы «посадить на цепь» профсоюзы (в частности, заставить шахтеров не требовать оплаты сверхурочных), с помощью спонсируемых фракций срывают утверждение фон Шлейхера.

У Гинденбурга два выхода - чрезвычайное положение (которое он всё равно введёт 27 февраля 1933 г. на фоне горящего парламента) и реформы указами или строгое следование конституции. 
Олигархи убеждают его идти «демократическим» путём.

Поручение сформировать кабинет получает лидер крупнейшей фракции - Гитлер, которому - для лёгкого вразумления - обрезают финансирование так, что НСДАП с треском проигрывает местные выборы... 
Политические хитрецы торжествуют - в новом кабинете у Гитлера меньшинство должностей (портфелей), его заместитель - фон Паппен. 
Затем надо только подождать пока популисты изнемогут в борьбе с кризисом и избавиться от них (про грядущий февральско-мартовский конституционный переворот они ещё не знают).

Через полгода все партии, кроме запрещенной в феврале КПГ самораспустятся. 
Менее чем через полтора года и Рём, и Грегор Штрассер, и фон Шлейхер, и их сторонники будут убиты в рамках чистки "Ночи длинных ночей".

Полтора десятилетия "умеренные прогрессисты" объясняли демократической оппозиции, что получив полную свободу, 
"народ выберет Гитлера". Только победа Трампа заставила их снять этот тезис. Теперь они вновь уважают народовластие! Ещё бы - сколько простого человеческого счастья: Брекзит, Лепениха на подъёме, ПЕГИДа набирает обороты! И уже несётся над Америкой такое нам знакомое: Наша страна - не проходной двор! И уже Трамп во всеуслышание дал понять, что с удовольствием увидит агонию Евросоюза...

Я только прошу читателя мысленно ответить на вопрос: является ли цепочка описанных событий результатом свободного народного волеизъявления или она - следствие фактического дворцового переворота с очевидной целью предотвратить социальные реформы, угрожающие олигархии?