Нормандский хромат

8 декабря 2019, 18:00
Завтра в Париже собирается Нормандская четверка. В Киеве с этой встречей связывают огромную надежду.

Вероятно, потому, что президент Зеленский ( как любой хороший профессиональный актер) полагается на бронебойность собственного обаяния. 

Он, впрочем, не первый из актеров, кто так очаровательно заблуждается. Мне рассказывал один из помощников президента Рейгана, что тот, придя в Белый дом, тоже собирался мчаться в Москву, чтоб объяснить: американцы не хотят войны. В Кремле тогда обитали совсем другие люди, но и они на обаяние ловились редко. Я знаю один случай - Фидель Кастро. Однако и там личные эмпатии были очень сильно завязаны на жажду вставить Америке ерша в локацию, изучаемую проктологами.

Пресс-секретарь президента Зеленского Юлия Мендель заявила сегодня от его имени:
"У нас есть сильные союзники - Германия и Франция, у нас есть поддержка на международной арене, в том числе и от США и Великобритании. Но самый важный наш союзник - это украинский народ, который не хочет войны"...

Звучит цинично, но народ, который бравирует тем, что " не хочет войны", редко добивается в ней победы. А Зеленский летит в Париж исключительно за ней, за викторией. Без нее Майдан президента дома не примет.

И кого же он должен одолеть? Наверное, не Меркель с Макроном... В этом и проблема молодого украинского лидера. 

После пяти лет квазивойны по периметру Донбасса, ждать, что Москва готова превратить Минские соглашения в Брестский мир - не наивно, а опасно, крайне опасно.

Тем более что Украина ( по объективным и субъективным причинам) прос...пала свой уникальный шанс в 2014-15 годах, когда конфликт мог быть не заморожен, а разрешен, без сомнений, с потерями для Киева, но разрешен. Тогда в Москве еще опасались санкций ( теперь-то привыкли и втайне абсолютно не готовы потерять такую внутриполитическую палочку-выручалочку), Европа была едина и порывна за Будапештский меморандум, Британия еще не собралась из дому, а Белый дом оставался управляющей компанией Запада, а не стартапом, как нынче. Да и у Европы был в те дни директор и этот директор, несмотря на очень высокую ценность Москвы как партнера Берлина и полное отсутствие политической капитализации у Киева, готова была защищать слабого, а не разделить его с сильным. 

Последнюю такую попытку канцлер совершила три года тому назад в Берлине. Тогда и выяснилось: Нормандский формат мертв. 

Образно говоря, он умер еще в Минске, под гусеницами купленных в военторге танков, идущих на Одессу и Харьков. Танки остановились. Но жизнь пошла дальше. Донбасс стал в один ряд с Карабахом, Северным Кипром, Приднестровьем, Абхазией... Ни один из этих анестезированных конфликтов за десятилетия не разрешен, вряд ли Донбасс явится чудесным исключением.

Возможно, в Париже ему добавят заморозки, чтоб перестал кровоточить. И это тоже будет большой победой.