Несмотря на выраженную готовность Москвы оказывать всю необходимую помощь в восстановлении Сирии после продолжительного военного кризиса, повстанцам Стамбул дороже.
Тем более что обещанные Россией компенсации вилами по воде писаны (сейчас у нас нет на это средств), а «друг Путина» Эрдоган якобы выступил против российского военного присутствия на курируемой им территории.
Самое время словить минуту славы Рамзану Кадырову с его хвалеными ближневосточными контактами. Когда-то уже надо получить клок с паршивой овцы.
Новые власти Сирии выпустили заявление по итогам первого с момента падения режима Башара Асада визита российской делегации в Дамаск. В нем говорится, что Москва «подтвердила поддержку происходящим позитивным изменениям» в арабской республике. В ответ администрация заявила, что готова взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами ради будущего страны, однако «восстановление отношений должно учитывать прошлые ошибки, уважать волю сирийского народа и служить его интересам». В связи с этим власти республики потребовали от Москвы, которая ранее бомбила сирийские города, помогая Асаду бороться с повстанцами в ходе гражданской войны, заплатить за ущерб. «Была подчеркнута роль России в восстановлении доверия с сирийским народом посредством конкретных мер, таких как компенсация, реконструкция и восстановление», — говорится в сообщении.
Российская делегация приезжала в Дамаск 28 января. В нее вошли два спецпредставителя президента Владимира Путина — по Ближнему Востоку и по Сирии. Это замминистра иностранных дел Михаил Богданов и Александр Лаврентьев. Кремль интересовало будущее российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе. Однако переговоры по этому вопросу зашли в тупик. Богданов сообщил, что в отношении российских баз в Сирии пока ничего не меняется.
Информацию о том, что России не удалось договориться о сохранении своих баз, подтвердили источники Bloomberg. По их словам, против этого выступает Турция, которая поддержала повстанцев во время недавней революции, а новая администрация помнит, что Путин помог Асаду не проиграть в войне, начавшейся после «арабской весны». После падения режима и смены власти в декабре прошлого года деятельность России на авиабазе в Хмеймиме была ограничена, а два транспортных корабля ждали несколько недель, прежде чем им разрешили причалить в Тартусе, чтобы вывезти военную технику, рассказал собеседник агентства. Затем Сирия разорвала соглашение с компанией «Стройтрансгаз» об инвестициях в порт — контракт был заключен на 49 лет. На такой же срок была арендована база в Тартусе, которая обеспечивала России единственный прямой выход в Средиземное море и служила ключевым пунктом для распространения влияния Кремля на Ближний Восток и Африку, а также хабом для переброски войск, наемников и оружия.