О евроинтеграции Украины, Молдавии и Белоруссии

5 августа 2020, 08:47
Множество профессиональных либералов и националистов в России говорят сейчас о том, что Запад в знак благодарности за уход от Москвы может «ускорить евроинтеграцию Белоруссии». Но говорить так — это расписываться в совершенном незнании реалий Евросоюза.

У ЕС есть чётко расписанная процедура подготовки кандидатов, не говоря уже о полноценном членстве. Например, Турция стоит в очереди в члены Евросоюза с 1967 года. Сербия и Черногория уже десяток лет этап за этапом выполняют десятки предписаний Евросоюза, но даты их вступления так и не озвучены.

Украина в 2014 году и ранее Молдавия уходили от России (и из СНГ) с надеждой на быструю евроинтеграцию. Прошло почти семь лет, а Киев и Кишинёв остались там же, где и были. Украина подписала лишь соглашение об ассоциации с ЕС, но такое же соглашение с Евросоюзом имеют Чили, Марокко, Иордания и даже Сирия — это лишь намерения о добрососедстве. Более того, в 2016 году глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Украина не сможет стать членом ЕС и НАТО в ближайшие 20—25 лет.

Евросоюз «захлебнулся» в предыдущем массовом принятии в свой состав десятка стран Восточной Европы. На очереди у него во второй половине 2020-х и в 2030-е годы «пороховой погреб» Европы — Балканы. На переваривание Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Македонии и Албании у Брюсселя уйдёт ещё пара десятилетий. По европейским меркам это бедные страны (с подушевым ВВП у каждой около $5 тыс. — в два раза ниже, чем у России), и на их подтягивание даже до невысокого уровня Венгрии — Польши нужны сотни миллиардов евро ежегодно на протяжении десятков лет. И эти траты у Брюсселя не единственные: сотен миллиардов на спасение ждут Италия и Испания, серьёзно пострадавшие от коронавируса. А есть ещё погрязшие в неподъёмных долгах Португалия и Греция.

На фоне этих проблем Евросоюза разговоры о евроинтеграции Украины, Молдавии и Белоруссии бессмысленны. Максимум того, что может предложить Европа Минску, — это безвизовый въезд для белорусов, без права учёбы и официального трудоустройства. Как это она уже сделала для Киева и Кишинёва. Фактически это право уехать нелегальным работником в ЕС для граждан этих стран. Это всё, на что в ближайшие десятилетия могут рассчитывать три постсоветские страны