О милитаризации Китая

30 марта 2023, 18:12
Много шума наделал материал Foreign Affairs с заголовком "Си Цзиньпин говорит, что готовит Китай к войне". Параллельно с этим вышло заявление представителя Минобороны Китая Тань Кэфэя, что "НОАК готова сотрудничать с ВС РФ для дальнейшего укрепления стратегической коммуникации и координации", и панический эффект удвоился.

Что важно понимать, чтобы лишний раз себя не накручивать.

Вынесенная в заголовок цитата Си - это не прямое обращение Си к США или Тайваню с "объявлением войны", это собирательное заявление, эдакий вывод, который делает FA из действий Китая в 2023-м году, и, в частности, из четырёх обращений Си к высшим руководящим органам Китая с 6 по 13 марта.

Китай действительно проводит политику стремительной милитаризации. КНР увеличивает оборонный бюджет на 7,2%, доводя его до $224,8 млрд. При этом неофициально, по оценкам SIPRI, оборонный бюджет Китая составляет $293,4 млрд, часть трат он скрывает. Но оборонный бюджет США почти в три раза больше - $770 млрд в 2022.

Помимо того Китай строит бомбоубежища в городах на берегу Тайваньского пролива, ужесточает законодательство на случай военного положения, открывает мобилизационные центры, ведёт активную информационную войну с привлечением ультранационалистических блогеров и преследованием антивоенно настроенных граждан.

В обращениях Си к высшим руководящим органам главной нитью проходит тезис "объединения родины" и готовности к войне, чтобы "вернуть Китаю былое величие", и хотя Си пока напрямую не говорит о поглощении Тайваня, его намерения понятны.

Но главное, что нам нужно с вами понимать.

Война России против Украины упоминается в Китае лишь в контексте выводов, которые можно сделать из ошибок и успехов сторон. Во внутренней повестке Китая (а именно её анализирует FA) нет ничего, что указывало бы на готовность помогать России, на восприятии её как партнёра и тем более "исторического союзника".

Иными словами, Китаю важен Тайвань, и ему глубоко плевать, чей Крым.

Поэтому слова Тань Кэфэя о готовности сотрудничать с ВС РФ для дальнейшего укрепления стратегической коммуникации и координации не стоит воспринимать как признак готовности Китая поставлять России вооружения.

Конечно, это не значит, что в будущем Пекин на это не решится. Си Цзиньпин считает Путина безусловно полезным, раз делает на него уверенную ставку и после 2024 года. Путин может быть полезным для Си и в контексте планов по захвату Тайваня - например, в случае вторжения Китая Путин может обеспечивать Си "дипломатическое прикрытие", как это Си сейчас делает для Путина.

Но здесь главный вопрос в следующем: что для Китая перевесит - польза от прогнувшегося Путина или вред от западных санкций в случае поставок России вооружений?

И я не уверен, что первое. Я не буду повторятся о зависимости Китая от западного экспорта и технологий. FA пишет и о других факторах - например, Китай обеспечивает себя зерном лишь на 2/3, и, как говорит сам Си, "если нам не хватит зерна или изготовленных товаров, международный рынок нас не защитит", поэтому "мы должны постоянно наполнять миски с рисом более 1,4 миллиарда нашего населения своими руками".

Западные санкции, которые последуют за поставками вооружения России, явно не поспособствуют наполнению мисок с рисом.

При этом FA не считает, что вторжение в Тайвань предопределено или неизбежно. И данный материал в первую очередь сигнал западным элитам: угроза есть, к ней нужно готовиться, не время для политических склок - только максимальная концентрация и единство.