О специфике существования нефтяных диктатур

7 марта 2023, 20:49
У экономического историка Александра Эткинда в его книге «Природа зла. Сырьё и государство» есть важное наблюдение, объясняющее природу эсхатологии нефтяных автократий. В какой-то мере это объясняет и причины Порухи в нынешней России: «В петрогосударствах народ зависит не от собственного труда, а от благотворительности, оказываемой или не оказываемой ему элитой. Обе стороны в таких обществах зависят от внешних сил, и торгуются они не между собой, а с кем-то другим – может быть, с Богом.

Только религиозно-националистический язык может объяснить судьбоносную случайность, которая наделила одни страны избытком ресурсов и обделила ими другие страны. Не понимая источников своего благосостояния, но чувствуя свои отличия от всех остальных - соотечественников и иноземцев, нефтеносные элиты вырабатывают идеологию избранного народа, связывая мистицизм с национализмом, гордыню с корыстью. Сырьевой национализм нужен и для того, чтобы проводить границу между своими, на которых распространяется государственная благотворительность, и чужими, которые не должны её получить. Для элиты её благотворительность лишь поддерживает самосознание избранного народа.

Два мистических элемента петроэлиты - необъяснимое богатство и невыразимая доброта – ещё дальше уводят по пути демодернизации. Высокая доля ренты в экономике петрогосударства ведет его к внешнеполитическим авантюрам, за этим следуют войны или санкции.

По выразительной формуле американских ученых Клиффорда Гадди и Барри Айкса, российская экономика похожа на перевёрнутую воронку: через узкое горлышко в неё поступают энергия и капитал; более широкий уровень промышленности, обычно тяжелой, использует их для создания оружия, труб, тракторов или железных дорог; зарплаты, которые получают рабочие этих секторов, они тратят в ещё более широкой сфере услуг. Прямые и косвенные налоги со всех этих транзакций финансируют силовую сферу: энергетические потоки надо защищать, конфликты разрешать, собственность охранять. Остатки идут на социальную сферу - образование, больницы, пенсии. Неэффективность, коррупция, завышение расходов и уклонение от налогов переключают часть этих потоков на прямое субсидирование элиты. Это упрощённая модель, но она показывает сложность реального функционирования сырьевой экономики».