О Трампе и не только

9 ноября 2016, 19:08
Сама демократия сегодня нуждается, по меньшей мере, в серьезной коррекции

Современная демократия с ее равенством политических прав для всех стала в свое время великим компромиссом между государственно сознательными людьми, соотносящими свои частные интересы с представлениями об общем благе, и теми, кто живет только в повседневносжти, а общее благо всецело соотносит только с интересами собственными. Они настаивали на том, чтобы иметь представителей этих интересов во власти, и такую возможность отвоевали, получив право участвовать в формировании государственных институтов.

Тот компромисс не сразу обеспечил мир, стабильность и развитие. Были сбои – и в ХIХ веке, и, совсем уж катастрофические, в веке ХХ-м, но потом преимущества демократии стали общеочевидными, и многие страны начали насаждать ее у себя, однако у них она получалась совсем не такой, как у первопроходцев. Такими достижениями, как у стран-лидеров, она не сопровождалась, да и от конфликтов, порой кровавых, не уберегала и не уберегает.

Возможно, все это еще долго продолжалось бы, и аутсайдеры, на что многие рассчитывали, постепенно к первопроходцам приближались. Тем более, что от тех исходил мощный импульс глобализации, подкрепленный экономическим и технологическим новаторством. И мало кто ждал, что проблемы начнутся у самих лидеров. Что их элиты не сумеют найти баланс между своими частными и корпоративными интересами и идеей общего блага, а те, кто только этими интересами и был всегда озабочен, кто жил и живет только в повседневности, бросят эгоизму элит вызов, используя инструмент все той же демократии.

В странах-лидерах изменение ситуации обнаружили не сегодня, и лучшие их умы много уже сказали и написали о том, что сама демократия нуждается, по меньшей мере, в серьезной коррекции, что надо привнести в нее дух республиканских добродетелей, над частными интересами возвышающихся, привнести дух общего блага. Но мысль эта неизбежно ведет к тому, что демократию и всеобщее избирательное право придется ограничить за счет тех, кому государственное мышление противопоказано. И как же их в таком случае в государство интегрировать?

Ответа, увы, нет. А ответом на его отсутствие стал «республиканизм» Дональда Трампа. Осталось дождаться, чем ответит на его и его избирателей вызов американская демократическая система.

Может, и не появилось бы желание об этом писать после бессонной ночи, потраченной на отыскивание сообщений о подсчете голосов в американских штатах, если бы не обнаружил еще раньше новые веяния в отечественной прогрессистской мысли. Она тоже озаботилась оттеснением демократии, перерождающейся на местной почве в нечто непотребное, и утверждением на ее месте республиканизма. Завидую этим людям: они и республиканцев (или претендентов на их роль) в России обнаружили, и имеют представление о том, что нужно сделать с теми, кто до республиканизма не дорос и потому в политических правах должен быть ущемлен.