Постсоветские люди, к сожалению, в своей массе не владеют нюансами современной международно-правовой терминологии.
Есть понятие война с внешним врагом - тут эталон все три "Отечественные" (1812, 1914-18, 1941-45) войны. И есть понятие гражданская война: бывшая Российская империя (1917-22), Испания, Китай, Ливан, Никарагуа, Сирия.
Однако не только у меня есть понимание, что нельзя назвать гражданской войной конфликт в котором нет спора об общем социально-политическом устройстве государства. Сепаратисты, даже идеологические, а не этноконфессиональные, не ведут борьбу за выбор государственной системы.
Биафра Нигерии, тамилы Шри-Ланки, курды Турции и Ирака, армяне Карабаха, обе чеченские войны - как назвать эти конфликты гражданскими. Даже война за независимость Соединёных Штатов в июле 1776 года перестала быть гражданской, потому что речь уже не шла о "федерализации" колоний, но об обороне нового государства.
Поэтому существует особое понятие "немеждународный конфликт". Оно мало распространено среди неспециалистов.
Обычно про вооружённые действия на востоке Украины принято говорить "немеждународный конфликт с участием иностранной державы [РФ]".
Дальше начинается нюансировка. И этот конфликт прошёл три стадии, очень напоминая стадии Гражданской войны в Испании (1936-39).
Март - начала апреля 2014 года - движение "Русская весна". Ещё почти настоящая гражданская война, потому что выступила пророссийская партия, требующая политической автономии от новой революционной власти в Киеве.
Причём, в первые недели это было и разновидностью радикального крыла революции, потому что было направлено против Ахметова и других "королей" Донбасса. Это очень напоминало Баварскую Советскую республику 1919 года внутри Германской демократической революции 1918-1920 годов (её последний всплеск - разгром капповцев в марте 1920).
Однако, в начале апреля 2014 года "Русскую весну" сменило "движение за Новороссия", т.е. за расчленение Украины, создание восточноукраинского государства - саттелита РФ.
Основной силой антикиевской оппозиции становятся прокси из наёмников и спецназа, а затем и реальных добровольцев из РФ. С этого момента начинается война за право провозглашённых "ДНР" и "ЛНР" выделится из состава Украины (т.е. за положение Абхазии).
Третий этап начинается 24 августа 2014 года - подул "Северный ветер" - в ОРДЛО входит значимая группировка российских войск. Именно на них приходится основной вес боёв с силами ВСУ. Затем спецслужбы убирают политически и физически независимых полевых командиров и лидеров первой волны. С этого момента никакой отдельной политической субъектности у структур "ДНР"-"ЛНР". Тем более, что нынешняя администрация Луганска была поставлена вооружённым отрядом, посланными из Донецка (до этого была существенные идеологические различия - шахтёрский Донбасс декорировали под имперско-монархический режим, а индустриальный Луганск - под советский реванш).
И вот тут начинаются семантические тонкости.
Если считать, что в ОРДЛО реальная власть - это российские окупационные комендатуры, то местные "повстанцы" - это политическая декорация, и переговоры о будущем этих территорий должны вести Киев и Москва.
Отметим, что и прежняя украинская власть, и радикальная "новороссийская" оппозиция (условно - стрелковцы), сходятся в том, что нынешняя администрация "ДНР"-"ЛНР" - исключительно кремлёвские марионетки.
Если представить себе сепаратные переговоры между Гитлером и Сталиным в 1944 году, то очевидно, что РОА никакого голоса в таком общении не имела бы. Точно также при контактах союзников с Вольфом и Кессельрингом, когда велись переговоры о капитуляции вермахта на севере Италии, то представителей Итальянской Социальной республики (Сало) к ним отнюдь не привлекали.
Но если вы делаете упор на немеждународный характер конфликта (а не на оккупацию), то откровенные российские марионетки становятся важными политическими фигурами, сопоставимыми с правительством Испанской республики, которые в случае возможных переговоров с националистами, обязательно стали бы партнёрами Франко.
Неизбежным следствием этого становится формирование будущих властных структур на освобождённом востоке Украины из части нынешних функционеров "ДНР"-"ЛНР" и из функционеров блока Медведчука-Рабиновича-Бойко.
Разумеется, коррупция уничтожила больше террористов, чем вакуумные бомбы. Тому пример эволюция ФАТХа Ясира Арафата, у которой 37 лет назад была репутация нынешнего ХАМАСа, а сейчас это умеренная вполне либеральная партия.
Получив возможность разворовывать не жалкие российские финансовые потоки и откаты от перепродажи угля и демонтированного оборудования, но бурнокипящие миллиардые потоки на восстановления ОРДЛО от ЕС и США, борцы за "Новороссию" немедленно станут вполне лоялными Киеву "автономистами".
Очень может быть, что именно такой вариант приручения "повстанцев" выбрали Коломойский, Пинчук и другие магнаты, и именно для проведения его в жизнь, для создания на месте ОРДЛО некоей "Национальной Донбасской Автономии" и приведёна к власти Зе-Команда...
Использованная литература: источник