Оскорбления, военные провокации и кибератаки — агрессия Москвы по отношению к Парижу усиливается

22 марта, 12:40
Ритуал становится устоявшимся. Каждый четверг на еженедельном пресс-брифинге Набережная Орсе осуждает агрессивность России по отношению к Франции.

«Ложь, манипуляции — кремлевский режим продолжает нагнетать обстановку… Российские институты лгут все более откровенно, о чем свидетельствуют сделанные во вторник заявления главы российской внешней разведки об отправке французских солдат на Украину… Мы не позволим себя обмануть или запугать», — заявил накануне представитель французской дипломатии Кристоф Лемуан.

С начала года ярость российских властей возросла на несколько ступеней, особенно после того, как 26 февраля глава государства заявил, что не исключает возможности отправки войск в Украину. Этот шаг заставил Владимира Путина вновь прибегнуть к угрозе ядерных ударов и спровоцировал новые залпы в словесной войне России с Францией.

«Эммануэль Макрон — «трус», — заявил Дмитрий Медведев, номер два в Совете Безопасности, по поводу недавней отсрочки визита главы государства в Украину. Бывший президент России ранее распространял слух, что Киев планировал убить Макрона во время поездки и обвинить Москву в его смерти.

Французские власти долго сдерживались, но затем решили нанести ответный удар, в частности, осудив самые возмутительные высказывания. В четверг Петр Толстой, вице-спикер российского парламента, заявил в эфире телеканала BFM-TV, косвенно намекая на премьер-министра Габриэля Атталя, который является открытым геем, что Францией управляют «отчасти извращенцы». «Петр Толстой явно хочет нас напугать. Но в конечном итоге единственная реакция на его безобразия — это возмущение», — сказал Кристоф Лемуан.

Другим примечательным эпизодом стала доставка игрушечных солдатиков в посольство Франции в Москве 19 марта, призванная высмеять «воинственную риторику» Эммануэля Макрона и его предполагаемый «комплекс Наполеона». Инициатива была выдвинута пресс-секретарем Национальной гвардии. Помимо игрушечных солдатиков, в посылке находились миниатюрные автомобили с символикой этого подразделения.

Хотя эта история отражает враждебный климат, царящий на российской стороне, она также является напоминанием о сохранении определенных красных линий. Хотя российские СМИ с радостью подхватили эту историю, все публикации на эту тему были удалены в течение нескольких часов.

Но больше, чем оскорбительные сообщения, французские власти беспокоит активизация российских кибер- и информационных операций. По словам военных источников, с тех пор как 14 января Эммануэль Макрон заявил, что отправляет в Украину крылатые ракеты Scalp и авиабомбы AA SM, российские цифровые атаки стали ежедневным явлением. Существует прямая зависимость между заявлениями президента Франции и действиями России. Франция теперь стала козлом отпущения.

В последние недели французские военные власти осудили несколько дезинформационных маневров. 24 января они подробно рассказали об операции, направленной на то, чтобы заставить людей поверить, что группа из примерно ста французских наемников стала мишенью российского удара в Харькове. По словам парижан, в этом участвовал веб-сайт, «напрямую управляемый ГРУ», и пророссийская французская ассоциация.

19 марта было опубликовано сообщение российского агентства ТАСС, в котором утверждалось, что «контингент в две тысячи солдат» из Франции готовится к отправке в Украину. «Россия уже в определенной степени находится в состоянии войны с западными странами… Она ведет информационную войну, чтобы разрушить наши общества», — говорит начальник Генерального штаба Вооруженных сил Франции генерал Тьерри Буркхард.

На киберфронте атаки также множатся. 10 марта государственная межведомственная сеть, объединяющая все государственные службы Франции, стала объектом масштабной атаки, в результате которой сайты несколько ключевых министерств были недоступны. По словам властей, есть «серьезные подозрения», что за атакой стоит группа российских хакеров.

Эти операции не обязательно ставят под угрозу государственные системы, «но они стали гораздо более заметными», признал несколько недель назад французский военный источник. Специалисты прежде всего опасаются, что это пробные шары, предназначенные для подготовки к более масштабным атакам, особенно во время европейских выборов 9 июня или предстоящих Олимпийских игр, когда внимание всего мира будет приковано к Парижу.

Наконец, помимо кибер- и информационных атак, французские военнослужащие отмечают рост российской агрессии в последние месяцы во время взаимодействия с некоторыми из своих подразделений.

22 февраля министр Вооруженных сил Себастьен Лекорню сообщил, что «российская система управления воздушным движением [угрожала] сбить французский самолет в Черном море, хотя мы находились в нейтральной зоне». По данным генштаба, это был самолет наблюдения Awacs, выполнявший «миссию по оценке ситуации».

«Мы сталкиваемся с растущей формой агрессии, но она всегда остается ниже порога конфликта… Русские никогда не заходят слишком далеко и избегают любых действий, которые могут привести к вооруженному конфликту», — заявил один из французских офицеров.

По мнению некоторых аналитиков, растущее число разоблачений враждебных действий России отражает коммуникационную политику французской исполнительной власти, которая заинтересована в драматизации обсуждаемых вопросов в то время, когда украинские войска отступают в Украине.

«Эти враждебные действия уже существовали в 2021 или 2022 году… Говорить об этом публично сегодня — это способ замаскировать изменение позиции Франции, которое объясняется, в первую очередь, риском поражения Украины и заявлениями Дональда Трампа об отказе от помощи Европе», — объясняет консультант Фонда стратегических исследований Франсуа Хейсбур.