Территории определяют мышление?

30 мая 2023, 21:17
Джемиль Керимоглу размышляет над картой прошедших турецких выборов и пытается найти возможную связь между этнической историей регионов Турции и их политическими предпочтениями.

"Несмотря на то, что западные районы Турции были зачищены от греческого населения, а затем вновь заселены вновь прибывшими из центральных (этнически турецких) районов Анатолии, даже спустя много поколений они оставались в основном прозападными и последовательно были самыми либеральными провинциями в современной истории Турции. Город Измир, например, с самого начала был оплотом антиэрдогановской оппозиции даже на пике популярности Эрдогана. В 2000-х и начале 2010-х Эрдоган выигрывал даже в Анкаре и Стамбуле, но постоянно проигрывал в Измире. Да и вообще жители Измира всегда славились своими либеральными взглядами и светской позицией.

На самом деле это интересное явление наблюдается и в других странах, где в определенных регионах/провинциях исторически проживало коренное население, отличное от того, которое в них проживает в настоящее время. Например, западные/северо-западные регионы Польши (Силезия, Восточный Бранденбург, Померания, Западная Пруссия) исторически имели абсолютное немецкое большинство и стали польскими только в конце Второй мировой войны. При этом немецкое население было изгнано и заменено поляками, прибывшими с востока.

Но кажется, что исторически непольский характер этих западных регионов дает о себе знать до сегодняшнего дня, несмотря на то, что их этнический состав был гомогенно польским, как и остальная Польша в течение последних 70 лет. Наиболее остро эта отчетливость проявляется в схемах голосования. На последних парламентских выборах в Польше, например, эти бывшие немецкие регионы подавляющим большинством проголосовали за либеральную оппозицию, представленную Гражданской платформой, тогда как остальная часть Польши проголосовала за национал-консервативную действующую партию «Право и справедливость».

Эти примеры, конечно, вовсе не исчерпывают этого общего явления, а лишь те, которые кажутся мне наиболее заметными. Аналогичную картину можно наблюдать по всей Восточной Европе в регионах, где немцы составляли большинство или представляли значительное меньшинство до 1945 года.

Что может быть причиной этого повторяющегося феномена, когда нынешнее население в регионах с долгой историей бывшего заселения другой этнической группой почему-то демонстрирует политические и культурные предпочтения, отличные от их соэтнических групп в основных регионах этой этнической группы?

Одним из объяснений может быть то, что исчезнувший этнос все-таки оставляет свой генетический след в регионе, даже после полной этнической чистки. Например, этнические греки и армяне, которые обратились бы в ислам и взяли бы турецкие имена, наверняка избежали бы геноцида и изгнания. То же самое можно сказать и об этнических немцах, которые говорили по-польски и носили польские имена в то время, когда восточногерманские территории отошли к Польше...

Другая причина может заключаться в том, что культурное наследие, оставленное исчезнувшим этносом в регионе, было настолько мощным, что проникло во вновь прибывших, благодаря чему они насквозь пропитывались стойким трансгенерационным эффектом."

Объяснение секуляризма в "Неверном Измире" его греческими корнями это популярная тема в турецких религиозных кругах. Дескать, там живут скрытые греки на самом деле, поэтому они такие светские. Лично я всегда видел это с другой стороны. Измир секулярный потому что у современного турецкого города практически нет никаких других корней, кроме кемалистских, турецких, националистических и светских.