Как работает товарищ Троцкий

5 сентября 2018, 14:14
Пример того как пролетариату преподносили информацию о их "вождях" 100 лет назад

Данное эссе напечатано в календаре, изданном издательством "Московский Рабочий" на 1924 год, на обрывных листках от 18 и 19 декабря.

У Л.Троцкого рабочий день далеко переваливает за восемь часов и даже ночью может быть ещё в самом разгаре.
Военных фронтов нет. Но есть фронты - промышленный, художественный, алкогольный, вшивый, авиационный, морской, церковный, французский фронт в Коминтерне, и мысль, энергия Троцкого объезжает, проверяет, направляет эти фронты, как раньше военные, создает на них переломы и добивается побед.
Л.Троцкий начинает работу с газеты. Он её читает, словно доклад выслушивает, и очень часто газетные сведения влекут за собою его спешные запросы, многочисленные различные мероприятия. Затем в разное время дня и ночи Троцкий читает и диктует. Что читает? Всё, что может быть адресовано Наркомвоену и что может интересовать международного социалистического публициста, по выражению Шоу, короля памфлета. Всё: от военного рапорта до математических результатов обследования заработной платы крупнейших предприятий, захолустного прошения грустной житейской слезницы до сводок Коминтерна о международной революции, и Шпенглера с Эйнштейном, и "Таймс" с "Таном", и "Дни" с "Рулём", регулярно получаемые вместе со всей европейской прессой.

На его столе военная тактика гениального чудака и балагура Суворова познала книжное соседство с тактикой Маркса, чтобы прихотливым образом соединиться в голове одного человека, обслуживающей запросы, проблемы, тактику революции.
Читает с карандашом в руке, подчёркивает, размечает, нумерует мысли авторов, делает замечания - и книга возвращается с его стола, как вскрытый и разобранный по косточкам труп. Диктует, по всем адресам и направлениям - на Лубянку, на Покровку, в Париж подпольным друзьям. Да, Париж, ибо кабинет Троцкого - небоскрёб мировой политики!

Отряд самокатчиков и мотоциклистов в течение дня и ночи с фронтовой быстротой развозит во все концы бесконечной Москвы эту государственную деловую литературу Наркома - итог его дня - критическую саранчу, которая пожирает не одну ошибку, не одну глупость на трудовом советском поле.
Он читает книги, газеты, доклады не для себя - он стремится обобрать до нитки их каждую строку, страницу, отыскать в ней карандашом хотя бы микроб пользы для Советской Республики, русского и международного пролетариата.
В своей работе Троцкий делает только то, что он должен и может делать, всё остальное доведут до конца другие - его сотрудники. Он диктует, шагая и бегая по кабинету, другие перепишут, педантически поставят запятые и двоеточия, подпишут, сдадут самокатчику, проследят судьбу пакета до конца.
Он пишет статью, другие - библиотекари - найдут нужную цитату из Маркса, из Блока, из Энгельса и Клаузевица, перепишут, обозначат, а иногда и сами включат в оставленное для неё по мысленному расчету место в продиктованной статье.
Троцкий готовится к решающему правительственному или партийному докладу - библиотека по заданиям найдет всестороннюю литературу, секретариат соберёт материалы у ведомств, подаст в кабинет толстые папки, которые вернутся в результате использования и обработки, как бы после Мамаева побоища карандашей и ножниц.

Аппарат Троцкого состоит из комбинации простых, но всемогущих вещей: стенографиста, телефонного коммутатора и хорошего автомобиля - всего, что сокращает движение, содействует усилию экономить энергию.
Так же, как и Кропоткин, Троцкий отдыхает переходом к другой работе.
Иногда, очень устав, Троцкий охотится, бегает на лыжах, удит рыбу, играет в крокет и шахматы.
Так работает Троцкий, этот - вчера политический скиталец, изгнанник буржуазных государств, социалистический теоретик, сегодня - овладевший искусством государственного управления в огромной стране в переломную эпоху, универсальный человек, представляющий универсальное средоточие высоких человеческих интересов - настоящий вождь революции!