Такой вывод можно сделать на основании наблюдения за тем, как российские власти расправляются не только с независимыми СМИ, но и с интернет-ресурсами, которые могут использоваться для обсуждения политики, такими как платформы в социальных сетях и инструменты для онлайн-общения. На прошедшей неделе в России появились две новые инициативы, которые создают дополнительное давление на свободу слова в Рунете.
Как сообщает Moscow Times, в настоящее время в парламенте России разрабатываются новые законы, которые существенно ограничивают использование VPN-сервисов и других видов программ для обеспечения анонимности и лишают возможности не раскрывать свою личность при регистрации на сайтах интернет-мессенджеров. Интересно, что, если законы будут приняты, Роскомнадзор будет вынужден изменить свои взгляды на эти виды ресурсов. Полтора года назад директор Роскомнадзора Александр Жаров заявил: «Технически мы можем начать блокировать анонимайзеры, но я считаю это совершенно бессмысленным. На замену тем, которые мы блокируем, будут появляться новые». Эксперты, которых цитирует Moscow Times, согласны с мнением Роскомнадзора и называют новые законодательные инициативы «некомпетентными, неосуществимыми законами».
Эти новые инициативы против анонимных сервисов совпадают с недавним противостоянием между Роскомнадзором и зашифрованным коммуникационным инструментом Telegram. Руководство Telegram проигнорировало запросы российских властей о предоставлении ключей, которые позволят им получить доступ к наблюдению за сообщениями пользователей Telegram. Российские власти повысили ставки, когда ФСБ заявила, что Telegram использовался террористами для организации теракта в Санкт-Петербурге в апреле.
Хотя эти последние события сужают коридор для альтернатив государственной пропаганде и дезинформации в России, они не удивят читателей «Обзора дезинформации». Как мы подчеркивали в январе и декабре, эта политика совпадает с российской «Доктриной информационной безопасности», в которой говорится о том, что российское информационное пространство должно уважаться как часть суверенитета страны, наравне с правом страны на уважение к своей территориальной целостности.