Нынешний виток шпиономании, госизменничества и вала доносительства – это прямо повторение практик Первой мировой войны в России

16 апреля 2023, 17:49
Очень часто шпиономания и доносительство имеют коммерческие корни – русская буржуазия через черносотенцев убирала с рынка, а потом забирала за бесценок активы фирм, принадлежавших этническим немцам (полякам, чехам и др.)

У американского у историка Эрика Лора в его книге «Русский национализм и Российская империя [Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны]» есть пример на этот счёт.

Торговая компания «Кунст и Альберт» обслуживала российский Дальний Восток. Годовой оборот компании составлял в 1913 году 17 млн. руб., а доля в обороте рынка — почти 50% по целому ряду потребительских товаров, продаваемых в разветвлённой сети магазинов (30 отделений по всему Дальнему Востоку). Её управляющие и совладельцы немцы Адольф Даттан и Альфред Кунст получили российское подданство ещё в 1880-х.

На основании вала анонимных доносов на Даттана, обвинявшегося в ведении якобы шпионской деятельности с помощью своей компании, генерал-квартирмейстер Ставки приказал провести 11 сентября 1914 г. ночной обыск в петроградской конторе компании и в доме Даттана. Все служащие, включая и самого Даттана, были арестованы и высланы в Иркутск, хотя в полицейском отчёте и отмечалось, что «доказательств шпионской деятельности» не обнаружено, но в отношении немцев была введена презумпция виновности (они сами, а не следствие, должны были доказывать, что не шпионы).

Через несколько недель Даттан был освобожден, что вызвало громогласные обвинения правительства в измене – якобы вокруг царя и в генералитете тоже засели немецкие шпионы. Была организована громкая кампания в черносотенной и крайне правой прессе: руководителей фирмы предлагалось расстрелять, а всех сотрудников отправить на передовую на фронт. И это при том, что у совладельца фирмы Даттона оба сына уже были на фронте Первой мировой.

В январе 1915 г. полиция снова произвела обыски в отделениях фирмы, на этот раз Даттан был арестован и выслан в Нарым Томской губернии. Власти приказали наложить арест на прибыль и основной капитал фирмы. Старшие русские служащие «Кунст и Альберс» написали коллективное письмо в защиту компании, в котором указали, что практически все руководящие должности в ней занимают русские подданные, 200 из 750 служащих находятся в рядах действующей армии и продолжают получать полное жалованье, а 85% товаров, продаваемых компанией, производилось в России и что Дальнему Востоку совсем не нужен рост цен на товары первой необходимости и новый виток инфляции.

Позднее редакторы черносотенной петроградской газеты «Вечернее время» признались, что именно они сыграли главную роль в разжигании кампании в печати - в особой записке в 1917 г. «Общество 1914 года отчаянно ратовало за ликвидацию засилья немцев, и считало, что победа над «Кунст и Альберс» объединит правительство с живыми силами населения и будет содействовать победе здорового русского национализма над тлетворным иностранным влиянием», - писали они.

Тогда же выяснилось, что погромную кампанию организовал главный конкурент «Кунст и Альберс» - «Компания Чурина». На неё до ПМВ приходилось около 40% торгового оборота на Дальнем Востоке (на «Кунст и Альберс» - около 50%). Фактически они вдвоём делили рынок ДВ. С погромом «Кунст и Альберс» «Компания Чурина» стала монополистом на этом рынке.
Черносотенным СМИ «Компания Чурина» проплатила на кампанию около 30 тыс. руб., зато получило активов конкурентов на миллионы рублей.

Совладелец компании А.Даттан, уже 30 лет бывший российским подданным, провёл большую часть войны в сибирском лагере для интернированных. Вскоре после Февральской революции он получил свободу на несколько недель, но вновь был арестован и интернирован 7 апреля 1917 г. Десятки других сотрудников компании – даже русские! – также провели в лагере всю ПМВ, и были освобождены только с победой большевиков.