Вирджиния Мабхиза (Mrs Virginia Mabhiza), секретарь Министерства юстиции, уже дала описание ключевых концептов законопроекта: только государство вправе сотрудничать с другими странами по вопросам, относящимся к международным отношениям. Уголовно-наказуемыми будут признаваться:
1. переписка (открытые письма, обращения) с иностранными правительствами, неавторизванная правительством Зимбабве, также будет запрещена пчастная переписка с любыми должностными лицами или агентствами иностранных государств;
2. ложные заявления, которые наносят вред стране, а также ложные заявления, оказывающие влияние на иностранные государства;
3. попустительство враждебным иностранным правительствам с целью нанесения вреда нации;
4. а также любые иные подобные действия, направленные на подрыв государства.
Госпожа Мабхиза отдельно подчеркнула, что «частным гражданам следует воздержаться от поездок в иностранные государства с целью проведения встреч с иностранными должностными лицами для подрыва национальных интересов. Связь с враждебно настроенными иностранными правительствами и гражданами с целью причинения вреда стране и ее гражданам будет преследоваться в уголовном порядке».
Это пока не текст документа, а общее описание, впрочем устами юриста. По всей видимости, вординг этого закона (как впрочем и вординг некоторых российских законов) создаст у юриста больше вопросов, чем ответов, и даст основания для изумительно широкой трактовки. Что такое «ложные заявления» или «любые иные подобные действия»? Ну и наконец, с нетерпением ждем, как и кто будет определять «враждебные иностранные правительства» (напомним, страна находится под санкциями уже много лет).
Что точно понятно, что традиционные предвыборные турне лидеров оппозиции в Штаты и Великобританию, равно как и частные встречи лидеров оппозиции и журналистов в иностранных посольствах в Хараре легко могут оказаться уже к концу года уголовно-наказуемыми деяниями. Ровно как и обращения к правительству Южной Африки с просьбой вмешаться в ситуацию, устроить интервенцию (нужно быть честными: были такие моменты в исполнении лидера оппозиции в 2018 и в 2019).
Что грустно: уже и с текущим описанием направлений криминализации становится понятно, что обращения в международные организации находятся в серой зоне (как действия, опосредованно оказывающие влияние на иностранные государства), но если чуть-чуть расширить вординг и включить после список запрещенных адресатов и международные организации - то даже гуманитарное сотрудничество в стране может оказаться уголовно-наказуемым деянием.