1. О том, что оппозиционные силы сделали свою «фабрику троллей», год назад писала родная мне «Фонтанка». Как и SVTV, они связывали ее с фондом Free Russia. Почитайте — тут и про «эльф бота», и про офис в Тбилиси.
2. И «Фонтанка», и SVTV пишут, что проектом занимается один из координаторов Free Russia Foundation Антон Михальчук. Мне говорят, что в частных разговорах Михальчук не скрывает, что у них есть такая «фабрика эльфов/троллей».
3. Еще один экс-менеджер всей этой машины написал мне, что о «фабрике эльфов» знал «весь Тбилиси» (ох, уж этот Тбилиси!) По его оценке, утекшие файлы были из литовского офиса: там было около 20 человек, а всего вместе, вместе с Тбилиси, — около 75. Он также уверенно указывает на Михальчука и еще одного деятеля Free Russia Егора Куроптева как на руководителей проекта.
4. Я изучил массив, выложенный SVTV. Такое количество отчетности довольно сложно подделать. Вот тут есть ссылки на посты, где нужно оставлять комментарии; под постами видны следы оппозиционных комментариев, которые были удалены администраторами. Один и из подписчиков нашел их файлы в Notion.
5. Как многие уже написали, фонд Free Russia Foundation — это не фонд ФБК. В публикации SVTV о связи с ФБК говорится со слов одного источника, что, конечно, недостаточно. И участие бывших активистов ФБК не делает «фабрику эльфов» «ботофермой ФБК».
По словам одного экс-менеджера «фабрики эльфов/троллей», литовским офисом «фабрик» руководил Олег Степанов — бывший глава московского штаба ФБК. А именно из литовского офиса, по его оценке, и произошла утечка. В августе-сентябре офис закрылся, якобы из-за конфликта в коллективе. Он заверяет меня, что ФБК не руководил «фабрикой». Но при это допускает, что бывший сотрудники ФБК, которые были/есть в проекте (Степанов, Золоторевский), использовали «эльфов» для поддержки фонда Навального. В утечке SVTV есть файлы по кампании Free Navalny. Собеседник называют фамилии людей, чьей инициативой, по его мнению, было мочить Собчак и разных оппозиционеров (не буду лезть в это), но уверяет, что это было их «самодеятельностью», и в целом такой политики не было.
Понимаю, что это слова лишь одного человека, пусть и экс-менеджера. Но об этом в следующем пункте.
6. Я уже сказал это в аудиокомнате в Twitter, повторю тут. Когда делаешь расследования о «фабрике троллей», нужно попробовать найти следы постов, найти как минимум несколько источников (вот тут есть их контакты, я проверил — это реальные люди из Грузии и Литвы) и уж тем более собрать что-то более основательное, чем слова одного источника, чтобы сказать «ботоферма ФБК». В той же комнате вчера говорили, что эти файлы разослали многим блогерам и медиа (возможно, это сделал уволенный и обиженный сотрудник закрытого литовского офиса фабрики), но, мол, остальные не решались это вывалить, а SVTV вывалил. Не знаю, может, другие тоже готовили публикации, просто они планировали не просто выложить файлы, но и проверить их содержимое. Но после скандала, надеюсь, будут заметки по итогам разговоров с несколькими людьми, с комментариями самих упоминаемых лиц — сочувствую коллегам, копаться в этом неприятно, но — об этом в последнем пункте.
7. Факт, что у Free Russia Foundation есть «фабрика троллей/эльфов», я считаю в целом доказанным. И отношусь к таким практикам скептически и негативно. Но я видел и иные мнения. «Большинство писали [в соцсетях], что думают, деньги хорошие. Если бы не кривой менеджемент, то вполне себе норм работа», — оценил проект его экс-менеджер.
Использованная литература: источник