Выученная беспомощность советского человека

11 ноября 2020, 07:27
Сегодня будет очень интересный пост на давно задуманную тему — о так называемой "выученной беспомощности" многих из тех людей, кто провёл значительную часть своей жизни в СССР. Тут многие фанаты совка любят рассказывать всякие сказки о том, какой "великой страной" был совок, но на самом деле эта система привила людям множество отрицательных качеств, и выученная беспомощность — одно из них.

Практически все любители СССР из моего уже ставшего знаменитым классификатора обладают в той или иной степени выученной беспомощностью — так как не хотят ничего менять или как-то улучшать в своей жизни, и во всём обвиняют соседей/врагов/загнивающий Запад/США (нужное подставить). А ещё им кажется, что стоит только вернуть СССР — как всё тут же расцветёт новыми красками, а их жизнь кардинально улучшится.

Из истории советской выученной беспомощности.



Для начала несколько слов о том, что вообще такое эта выученная беспомощность и с чем её едят. Выученной (либо приобретённой) беспомощностью называют такое состояние человека, при котором он вообще не предпринимает никаких попыток для улучшения своего состояния (материального, морального и т.д.) — хотя у него есть (или вот-вот появится) такая возможность. Люди, живущие в состоянии выученной беспомощности, как правило не верят в собственные силы и возможность что-то изменить, а также потерей чувства свободы и контроля над ситуацией.

Нетрудно увидеть и понять, откуда выученная беспомощность взялась в СССР. Крепостное право ещё в царской России убило в людях всякую инициативу, затем был короткий период его отмены — с 1861 по 1918-й — когда был введён "военный коммунизм" и "трудовая повинность" — ставшие, фактически, возвратом того самого крепостного права. Затем были массовые репрессии и совковые переселения народов — которые выкосили оставшихся инициативных людей, ещё сильнее ухудшив ситуацию.

В 1960-70-е годы массовых репрессий уже не было, но вовсю внедрялась модель "я начальник — ты дурак". Спорить с начальством считалось дурным тоном, инициативные и деятельные люди в совке были чем-то опасным для системы — о чём отлично говорят типичные советские слова и выражения вроде "тебе что, больше всех надо" или "ишь какой деловой нашелся!".

В итоге безынициативность и пассивность в совке стали чем-то вроде добродетели, и огромная часть народу жила по принципу "лишь бы не высовываться — тогда и ничего плохого не случится".

Как всё это проявляется на деле?



А теперь давайте посмотрим, как всё это проявляется в современности. По личному опыту и личным наблюдениям могу сказать, что люди с выученной беспомощностью — не отличаются какой-то инициативностью и в целом боятся как-то о себе заявить. Если это наёмный работник — то он хорошо сделает только ту работу, которую вы ему поручите, но требование проявить инициативу может ввести такого работника в ступор.

Ещё такие люди вообще не склонны к какой-либо самоорганизации — любая общественная инициатива, вроде местной стенгазеты или кружка настольного тенниса обязательно должна исходить от начальства — сами они, как правило, ничего не организуют и не хотят планировать. Более того, к общественным инициативам, идущим "снизу" — такие люди относятся настороженно и подозрительно.

И что ещё интересно — дело тут вовсе не в возрасте. Посмотрите, например, на немецких или японских дедушек и бабушек — очень многие собираются вместе и придумывают что-то интересное и деятельное — от кружков кройки и шитья для внуков до каких-нибудь хоровых коллективов. В бывшем же совке поколение "60+" — это полный штиль и полная безынициативность. Никто уже ни к чему не стремиться, люди попросту доживают свою жизнь — что конечно очень печально...

Эпилог.



В качестве эпилога хочется ещё раз повторить мысль, которую я неоднократно озвучивал в постах — фанаты СССР часто гордятся какими-то там заводами, станками и пароходами, забывая о том, что всё это в общем-то просто железный хлам, а главный капитал любой страны — это люди.

Так вот СССР невероятно бездарно растратил этот капитал — уничтожив и выжав из страны всех лучших и инициативных, заразив оставшееся население синдромом выученной беспомощности, и когда не стало совка и его иерархической системой — эти люди просто остались на обочине жизни.

Такие дела.