Запугивание как инструмент пропаганды в странах Северной Европы

17 февраля 2017, 14:02
«Радио Свобода» опубликовало данные опроса общественного мнения, согласно которым Россия менее популярна в странах Северной Европы, чем в большинстве других европейских стран.

Возможно, именно по этой причине российское государственное информагентство Sputnik закрыло в прошлом году датскую, финскую, шведскую и норвежскую службы. Там, где российская политика и действия не пользуются особой популярностью, сложно сформировать аудиторию посредством откровенно прокремлевских тезисов, даже если они преподносятся на родном для аудитории языке.

В недавно опубликованном анализе методов, которые применяются в прокремлевской кампании по дезинформации, Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям East Stratcom обратила внимание на тот факт, что «в странах Прибалтики воздействие оказывается на русскоязычное меньшинство, в Центральной Европе, как представляется, используются десятки сайтов, представляющих «альтернативную» точку зрения, а в Скандинавии преобладает троллинг». Почему именно троллинг является предпочтительным методом пропаганды в среде, где прокремлевская позиция не пользуется популярностью? Если целевая аудитория демонстрирует высокую степень невосприимчивости к политическим посылам, то провоцирование страха, дискомфорта и неопределенности среди журналистов и других источников информации может стать средством поощрения самоцензуры и, возможно, даже своего рода коллективной осмотрительности, которая в годы холодной войны была известна как «финландизация».

Вот некоторые из примеров троллинга и запугивания в странах Северной Европы. В Финляндии зафиксирован печальный, но хорошо задокументированный пример того, как троллинг вышел на новый уровень, поскольку активистам, напрямую связанным с Россией, предъявлены обвинения в запугивании журналистов, пишущих о России или решивших исследовать феномен троллинга. Недавно гражданину Финляндии Йохану Бекману, которому предстоит судебное разбирательство за подобное запугивание, было отказано в праве купить радиостанцию в финском городе Тампере. Как сообщает финская государственная телерадиовещательная компания YLE, власти Финляндии сочли, что эта покупка представляет угрозу национальной безопасности.

В Швеции был вынесен приговор «троллю» за распространение клеветнической информации о шведском комментаторе, который известен своим скептическим отношением к России. Прошлой осенью мы сообщили о человеке, который под разными псевдонимами занимался троллингом, работая при этом в Парламенте Швеции, пока его не обнаружили и не попросили уволиться.

Совсем недавно спецслужбы Норвегии опубликовали ежегодный доклад, в котором наряду с другими угрозами отмечаются запугивание и шантаж в отношении отдельных граждан Норвегии со стороны российских властей. В первую очередь это касается норвежцев, часто ездящих в Россию, и жителей Норвегии, имеющих двойное норвежско-российское гражданство или родственников в России.

Таким образом, складывается ситуация, при которой запугивание отдельных лиц является предпочтительной практикой и альтернативой прямого взаимодействия с целевой аудиторией как группой. Это также можно рассматривать в контексте высокого уровня межличностного доверия, характерного для обществ стран Северной Европы. Запугивание отдельных лиц по определению подрывает доверие между людьми. Поэтому можно говорить о том, что общества стран Северной Европы в меньшей степени подготовлены к личностному запугиванию, чем общества, где уровень межличностного доверия ниже.