Теща была лютая женщина, фанатичная, но православное воспитание и походы в воскресную школу на ее детях сказались предсказуемым образом. Когда мы познакомились Юлька слушала готику (тогда было модно перед эмо) и носила пентаграмму на груди, а ее брат барабанил в панк-группе. Православие они ненавидели, выражаясь библейским языком, до скрежета зубовного. До такой степени, что когда умерла бабушка, которую Юлька очень любила, то она отказалась заходить в церковь на отпевание, ждала снаружи. А рядом я маялся с перепоя, гроб таскать.
Но все же бывать дома у нее мне приходилось, а там, среди полок заваленных духовными книгами было и несколько брошюр авторства преподобного Серафима Роуза. Я брал их почитать от скуки, теща не возражала, думала может приобщусь. От Роуза я охуел. Это сейчас мы привыкли к тому что православный фанатизм проповедуется в самых диких формах на официальном уровне, а персонажи типа схииугмена Сергия имеют стабильную паству. Тогда для меня стал открытием образ православия как чего-то боевого, агрессивного, требующего беспрекословного следования догмам двухтысячелетней давности. Вторым открытием оказалась личность автора.
Человек, создавший современное православие оказался американцем!
Взросление уроженца Калифорнии Юджина Роуза пришлось на 60-е, бум новой религиозности в США, когда все стали кришнаитами и дзен-буддистами. Роуз, как и многие тогда, увлекался духовными поисками и параллельно получал религиоведческое образование. Вот в процессе он и открыл для себя православие в его русском изводе.
Русское православие тогда не блистало. В СССР это была религия старушек под строгим гэбэшным сапогом, на Западе религия дедушек-эмигрантов - ветеранов Ледовых походов и их детей. Но Роуз смог вычитать из православных житий то, что полностью перечеркивало весь религиозный карнавал 60-х, принял православие и пошел проповедовать кришнаитам и хиппи. Пока банда Мэнсона убивала людей, Роуз, к тому моменту принявший постриг, уже рассказывал выходящим из героиного коматоза людям нечто новое.
Вкратце идеи Роуза можно свести к одному тезису, который воплощен его известной цитате "Сейчас позднее, чем мы думаем". Старые говнари вспомнят альбом с похожим названием у группы "Алиса". Его песни Кинчев писал именно по мотивам работ преподобного Серафима. Для большего понимания рекомендую послушать или почитать текст песни с этого альбома "Антихрист". Это буквально Роуз в стихах.
Роуз считал, что Апокалипсис уже начался, Антихрист уже пришел, битва уже идет. Единственный способ спасти себя - это молиться, поститься и слушать радио Радонеж. И быть готовым умереть за православие.
Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов, – это означает, что мир начинает преобладать в нас. Если мы проживем без них один день, мир внедряется в нас; два дня – он захватывает нас еще больше.
Спасти ситуацию может только возрождение Святой Руси (смелое утверждение в разгар холодной войны), только православная Русь сможет дать отпор воплощенному в Западном мире Антихристу. Ну вот и дает как мы видим, тейки Роуза сейчас стали в русском православии общим местом. Даже это американцы придумали!
А с монастырем из репоста Роуз связан самым прямым образом: он его основал. Начал с проповеди хиппи, теперь его наследники проповедуют панкам. Радикальное православие с его жертвенностью, эсхатологией и ограничениями может оказаться очень привлекательным для тех, кто посвящал жизнь саморазрушению.
В прошлом году преподобного Роуза наконец-то причислили к лику святых. Правда пока только в Грузии.