Черный день в истории чешских монастырей

22 мая 2015, 08:00
Ночь с 13 на 14 апреля – трагический момент в истории чешских монашеских орденов.

Ночь с 13 на 14 апреля трагический момент в истории чешских монашеских орденов. Именно в эту ночь 65 лет назад по всей территории Чехословакии коммунистическая Служба госбезопасности провела так называемую Акцию К , в ходе которой были арестованы все монахи и нанесен непоправимый ущерб многочисленным памятникам истории и культуры.

На сегодняшний день Чешская Республика относится к наименее религиозным странам во всем мире. На протяжении столетий религиозные отношения на территории этой страны были непростыми. Сначала период гуситских войн, затем проблематичная рекатолизация в Новое время, 18 век эпоха Габсбургской монархии и Австро-Венгрии.

Затем возникновение Чехословацкой церкви в период Первой Республики. Но самое серьезное отделение чешского населения от церкви произошло в годы социализма. Руку к этому приложила чехословацкая Служба госбезопасности.

В ночь с 13 на 14 апреля 1950 года подразделения народной милиции ворвались в мужские монастыри по всей Чехословакии, арестовали всех монахов и отправили их на принудительные работы.

В то времена монашеские ордена были весьма многочисленными и хорошо организованными, они занимались социальной и просветительской деятельностью, заботились о больных.

В ходе карательной акции под арест попало 2376 монахов, а в целом Акция К затронула 75 монастырей и 216 монашеских домов. Среди задержанных тогда монахов оказался и Бернард Бокор.

Мы никому не сделали ничего плохого, мы соблюдали законы, и вдруг мы должны покинуть монастырь. Что мы сделали? Почему?

Разумеется, монахи никому не сделали ничего плохого, но они проповедовали те истины, которые были очень невыгодны правительству. Поэтому подготовка Акции К была тщательно спланирована самим центральным комитетом компартии. Это была не случайная акция, она готовилась практически год с 22 августа 1949 года, когда коммунистическое руководство одобрило план ликвидации мужских монашеских орденов.

В течение часа мы должны были сесть в автобусы. У полицейских было оружие, а у нас ничего, мы не могли защищаться. Мы смогли взять только верхнюю одежду. Нам пообещали, что потом привезут наши вещи. Но мы их так никогда и не получили , - продолжает Бернард Бокор.

Монахов увозили из монастырей ночью, они даже не предполагали, куда их везут, поскольку окна в автобусах были заклеены. Бернард Бокор сначала был заключен в монастыре в северной Словакии. Он вспоминает интересную ситуацию, которая имела там место местное население протестовало против задержания монахов:

В деревне знали, кто мы такие, и почему мы там находимся. Народ собрался и направился прямо к монастырю, где нас держали, кто-то пел гимны в честь Девы Марии. Но так как кагэбешники были категорически против, и угрожали людям арестом, все закончилось тем, что они спели ряд песнопений и опять разошлись , - добавляет монах.

Судьба Бернарда Бокора была типичной для жертв режима. Спустя несколько месяцев после уничтожения монастыря, он поступил на работу к вспомогательным инженерным войскам.

Среди прочего, он принимал участие в строительстве мавзолея для мумифицированного тела президента Готтвальда.

После ликвидации мужских монастырей прошла так называемая Акция Ř по уничтожению женских монастырей. Однако, она не могла пройти в таком объеме, поскольку это бы подорвало функционирование системы здравоохранения. Гонения на монахинь носили иную форму и продолжались на протяжении всех 1950-х годов. Некоторые из них фигурировали в политических процессах, а 120 сестер были отправлены в тюрьму.