Религия на России всегда играла не духовную, а стратегическую роль, становясь своего рода цементом для имперской структуры, во главе которой стоит Москва.
Московская церковь стремится поддерживать идею о том, что быть "русским" это наднациональная идея — и значит быть верующим, приверженцем московского православия.
Эта концепция корнями уходит в 15 век когда Венеция женила московского князя на племяннице Палеологов, и подарила идею "Третьего Рима" на базе которой и удалось выстроить "русскую" национальную идентичность на основе не кровной или этнической, а религиозной принадлежности.
Однако данные опросов показывают, что большинство россиян не воспринимают православие как неотъемлемую часть своей жизни.
Около 60% участников опроса «Левада-центра» сообщили, что религия не имеет для них значимого значения. Лишь 12% респондентов из Всемирного опроса ценностей посещают религиозные службы хотя бы раз в месяц, что ставит Россию на 70-е место среди 90 стран по показателю религиозной активности.
При этом большинство россиян всё же идентифицируют себя с православием (72%) или исламом (7%), но для многих это сводится к социальным ритуалам, таким как празднование Пасхи или проведение крестин.
Для российской власти, опирающейся на религиозные символы и институты, религия служит инструментом укрепления и сохранения границ концлагеря "Россия". Без этой "духовной" основы, где "русский" — это прежде всего приверженец московской церкви, Российская империя как централизованная власть теряет всякую свою силу и легитимность.
Использованная литература: источник