«Око за око»: древние еврейские законы и их значение

9 июня 2016, 17:13
Если можно говорить о «низости» библейских образов, то самым -низким был бы «око за око».

Если можно говорить о низости библейских образов, то самым -низким был бы око за око . Он обычно приводится для доказательства сути Торы с его этикой мщения и противопоставляется более высокой новозаветной этике прощения. Око за око часто связывается с современными евреями. Например, критики Израиля обычно приписывают ему политику око за око , когда он выступает с актами возмездия за террористические акты арабов.

В действительности библейский стандарт око за око стоит в прямом контрасте с юридическими стандартами, господствовавшими в окружавших евреев обществах. Законы Хаммурапи предписывают возмездие даже в отношении невинных. Так, если А. строит здание для Б. и здание обрушивается и убивает дочь Б., то умерщвляется и дочь А. (закон No 229). Библейское правило око за око разрешает наказание лишь виновного. Более того, в отличие от законов Хаммурапи причинивший смерть нечаянно никогда не подвергался казни.

Око за око также служит для ограничения мщения: он не разрешает отбирать жизнь за око или даже два глаза за око . Библейский принцип чтобы возмездие соответствовало преступлению, а не превышало его. Кровная месть долго практиковалась среди соседей израильтян (и до сих пор сохраняется в некоторых странах ближнего Востока) и не имела никаких сдерживающих начал.

Христиане часто считают, что Иисус отошел от стандарта око за око , защищал прощение и считал возмездие недостойным человека. Но Новый завет содержит и такое высказывание Иисуса:

А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцом моим небесным (Матфей, 10:33). Иными словами, Иисус аналогичным образом выступал за обращение с другими так, как они обращаются с вами: стандарт справедливости, полностью совпадающий с требованием око за око .

Принцип око за око никогда не выполнялся буквально, и ортодоксальные еврейские ученые полагали, что сам процесс лишения глаза преступника может убить его, а это запрещено (Бава кама, 84а). Око за око поэтому понималось как, требование денежного возмещения, равного по стоимости глазу. То же понимание применялось к другим наказаниям, перечисленным в этом библейском стихе ( зуб за зуб, рана за рану ).

Единственное наказание, которое не предусматривало денежной компенсации это наказание за убийство. Жизнь за жизнь . Так как Тора считала преднамеренное убийство достойным смертной казни: не было опасений наказать преступника чрезмерно. Еврейский закон предписы- вает, однако, лишать убийцу жизни как можно быстрее. Поэтому позже еврейским законом запретили применять римский способ казни через распятие.

Закон Торы запрещает замену смертного приговора денежным штрафом. Жизнь и деньги, по библейской этике, несоизмеримы: деньги никогда не могут оплатить жизнь. Этим Тора также отличается от законов соседей древних евреев, которые часто штрафовали людей, убивших человека более низкого статуса или каравших смертью преступления против собственности. В еврейском законе преступления против собственности никогда смертью не карались, а убийцы не могли обойтись денежным штрафом, даже если этого хотела семья жертвы (Бемидбар, 35:31; Рамбам, Мишнэ-Тора , Законы об убийстве, 1:4).

В требовании непременного наказания за зло в границах принципа око за око , т.е. соразмерной денежной компенсации за преступление против собственности - суть концепции справедливости сформулированной в Торе..