Когда-то давно я рассказал на Эхе чудную историю моей встречи с отцом Всеволодом Чаплиным на Страстной неделе:
Как называть тех людей, которые совершенно с таких, средневековых позиций выступают сегодня, говоря о том, что принцип отделения церкви от государства изжил себя, что именно церковь я подчеркиваю, не вера, а церковь является тем мировоззрением, на котором покоится российское государство.
Вообще, это поразительная такая подмена понятий, когда мировоззрением называется церковь.
Даже Всеволод Чаплин позволил себе такого рода выражения. Я первый раз увидел где-то эту цитату, не поверил своим глазам, решил, что это случайная какая-то описка, какая-то случайная ошибка.
Нет, полез, посмотрел да, действительно, в интервью, кажется, Независимой газете он говорил о том, что церковь это мировоззрение.
Ну, вообще, церковь это, выражаясь интеллигентным языком, социальный институт. А выражаясь не интеллигентным языком, контора. И не более того. Мировоззрение это вера. Так что путать этого не надо.
Так вот Владимир Варфоломеев задал вопрос А как, собственно, называть этих людей?
Потому что называть их православными гражданами как-то странно, потому что совершенно очевидно, что вовсе и не все православные люди, исповедующие православную веру таким образом относятся к этой ситуации и готовы подписаться под этими письмами, и готовы как-то согласиться с этими совершенно мракобесными высказываниями. Нет никакого специального термина.
Вот, действительно, в том, что касается ислама, там есть 2 разных термина, окрашенных эмоционально по-разному есть мусульмане , такой, более общий термин, такой, генеральный, ну вот все, кто исповедуют ислам, а есть исламисты , то есть люди, каким-то специальным таким образом зацикленные на этом, специально как-то, я бы сказал, агрессивно продвигающие свое мировоззрение и свою церковь, несомненно, свой институт, продвигающие и в мировой политике, и вообще во всем мироустройстве. А, вот, значит, с православными нету такого.
Вообще то есть.
И мне поразительным образом в свое время этот термин подсказал не кто иной как все тот же самый Всеволод Чаплин. Однажды мы с ним встретились при довольно комических обстоятельствах.
В 2000 году, если помните, был такой Центр стратегических разработок, такая, страшно модная и влиятельная организация во главе, кажется, с Германом Грефом, такая, загадочная, которая создавала политику, идеологию, программы, реформы для Путина, который только, как бы, созревал в тот момент.
Дело было весной 2000 года, Путин только-только должен был первый раз выбраться президентом страны. И, вот, в Александр Хаусе, в таком, довольно шикарном особняке на Якиманке происходили всякие заседания, круглые столы, дискуссии, какие-то закрытые совещания и всякое прочее.
Все было страшно загадочно. Ну и в какой-то момент этот Центр стратегических разработок начал заигрывать и с разного рода религиозными деятелями. В том числе там несколько раз появился в то время еще митрополит Гундяев, будущий Патриарх Кирилл. И появлялся там также и Всеволод Чаплин.
И, вот, однажды с этим самым Всеволодом Чаплиным
А я в качестве журналиста изредка бывал туда приглашен. И, вот, однажды с этим самым Всеволодом Чаплиным в рясе, с большим крестом на груди, во всем облачении (ну, вы знаете, как выглядит отец Всеволод Чаплин). Он, правда, тогда помоложе был, отцом его как-то немножко смешно было называть, но тем не менее.
Мы встретились в буфете. Дело было весной, и дело было не просто весной, а дело было непосредственно в Страстную пятницу. И застал я отца Всеволода Чаплина за тем, что он очень широко, знаете, как духовку открывал рот и надевал свою голову на огромный бутерброд с ветчиной в этом самом буфете.
Это было очень смешное зрелище. Я подошел к нему и сказал:
Отец Всеволод , сказал я, намереваясь подколоть отца Всеволода, что же вы это делаете в Страстную пятницу? Ну, как же так? Бутерброд-то, я смотрю, у вас с ветчиной. Тут что-то не так. А на пузе у вас крест, а на плечах у вас ряса. Что это означает?
Отец Всеволод Чаплин не смутился ни одной секунды, поднял на меня, кажется, один глаз и сказал:
Да вы, батенька, кажется, фундаменталист !
Вот, это слово фундаменталист я теперь возвращаю отцу Всеволоду Чаплину совсем не в таком, я бы сказал, комическом осмыслении, а возвращаю вполне всерьез.
И да, вот мой ответ моему коллеге Владимиру Варфоломееву и тем, кто интересуется, как нужно относиться к людям, которые вот таким образом трактуют сегодня этот самый удивительный, созданный властью и созданный церковью конфликт между церковью и государством, который всячески сегодняшней российской властью педалируется и развивается, и всячески поощряется, и всячески, я бы сказал, холится и лелеется.
Потому что выяснилось в какой-то момент, что можно даже антиоппозиционные митинги проводить с участием вот этой самой православной общественности.
Так вот как называть таких людей?
Давайте будем называть их православными фундаменталистами . Это будет, по-моему, совершенно точно.
Это, по-моему, совершенно уместное, ясное и разумное наименование, тем более, как я помню, оно имеет хождение и, собственно, в профессиональных церковных кругах. Так что здесь мы с вами ничего такого особенного не нарушим.
Использованная литература: источник