Swedish Defence Research Agency «Использование Россией религии в военных целях»

5 июня, 18:12
Недавно выяснилось, что представители Русской православной церкви в Швеции поддерживают контакты с российскими службами безопасности и разведки.

Первой об этом сообщила шведская газета VLT — Vestmanlands Läns Tidning. В заявлении, направленном в Шведское агентство по поддержке религиозных общин, Служба безопасности Швеции утверждает, что российское государство использует Русскую православную церковь Московского патриархата в Швеции для сбора разведданных.

После распада Советского Союза Русская православная церковь и российское государство сблизились. По словам старшего научного сотрудника отдела оборонного анализа Шведского агентства оборонных исследований (FOI) Пяра Густафссона Курки, когда в 1991 году церковь освободилась от тисков советской атеистической пропаганды, она могла начать искать новую роль в обществе.

В то же время вооруженные силы и российское государство отчаянно нуждались в чем-то, что могло бы заменить потерянную советскую идентичность. Поэтому церковь и государство заключили своеобразный брак. Церковь буквально предложила вооруженным силам готовый пакет духовности и богатую историю. С тех пор РПЦ стала играть все более значительную роль в российском обществе, говорит Пяр Густафссон Курки.

Сегодня российское правительство использует церковь, в частности, как инструмент милитаристской пропаганды и укрепления морального духа солдат. Однако, по словам Курки, очень немногие россияне глубоко религиозны, лишь немногим более 10% населения регулярно посещают церковь. То же самое относится и к российским солдатам.

То, что Русская православная церковь, несмотря на это, используется для государственной милитаристской пропаганды, выглядит парадоксально, и именно эту предпосылку рассматривает Курки в докладе FOI «Апостолы насилия — роль Русской православной церкви в российском милитаризме».

Среди прочего, Пяр Густафссон Курки изучил официальную статистику, СМИ и религиозные публикации в России, ознакомился с документами Русской православной церкви и проанализировал данные по России, полученные в ходе исследования World Values Survey.

«В ходе моего исследования выяснилось, что они просто трубили о наличии военных капелланов. Когда в 2019 году эта должность была вновь введена, ей было уделено много места в СМИ», — говорит Курки.

По его словам, военные капелланы — конкретный пример того, как Русская православная церковь интегрируется с вооруженными силами. Но штатных должностей мало, всего около 250, по сравнению с количеством военнослужащих. Разумеется, им трудно добиться чего-то, что могло бы существенно повлиять на эффективность армии и моральный дух солдат. Но важность военного духовенства нельзя недооценивать. Оно представляет собой инфраструктуру, которая имеет потенциал для значительного расширения.

Курки внимательно изучил богословие Русской православной церкви и ее отношение к войне и убийствам. В церковных документах война описывается как явление, происходящее от греховности человеческой природы, от того, что мы отвернулись от Бога, поэтому она будет существовать на протяжении всей истории человечества.

«С христианской точки зрения, это не удивительно, такое отношение довольно распространено среди христиан. Даже военные капелланы в Швеции и других западных странах могут придерживаться таких формулировок», — говорит Курки.

«Но есть и более примечательные части русского православного богословия. Один из официальных документов церкви объясняет, что ведение войны оправдано в том случае, если целью является исправление несправедливости или защита соседнего народа. Слушая риторику российского политического руководства с начала агрессии против Украины, можно услышать, что оно применяет именно эту формулу», — объясняет исследователь.

«Они говорят, что хотят защитить русскоязычное население Донбасса и «денацифицировать» Украину. Церковь предлагает оправдание тому, что решила светская политика. Военное духовенство вооружается токсичной политико-идеологической доктриной, оправдывающей агрессивную войну», — считает Пяр Густафссон Курки.

Действительно ли религиозная пропаганда работает, если ни гражданское население, ни солдаты не отличаются особой религиозностью? Пяр Густафссон отвечает на этот вопрос — и да, и нет. Хотя большинство людей не являются глубоко религиозными, многие воспринимают христианскую духовность как нечто положительное. По меньшей мере половина российских военнослужащих положительно относится к духовности, а около 80% относят себя к православной культуре.

«Вероятно, из-за этого российским солдатам становится труднее противостоять войне, поскольку как религиозное, так и духовное очень четко связаны с милитаризмом. Возможно, это способствует ощущению сплоченности подразделения», — говорит Курки.

Кроме того, в российском обществе много православной символики, являющейся частью официального нарратива. Это означает, что у населения может сложиться впечатление, что окружающие их люди более глубоко религиозны, чем они есть на самом деле, считает исследователь. Когда режим раздувает значение духовности и православной веры и связывает их с патриотизмом, многие могут почувствовать себя вынужденными принять идентичность, которая, по крайней мере, в культурном отношении является русско-православной.

По словам Курки, стоит обратить внимание на то, начнет ли Россия в будущем расширять ряды военного духовенства.

«Россия может оказаться на пути к превращению в своего рода православный Иран, учитывая, как много руководство страны уделяет внимания религии и духовности… Трудно судить, будет ли российское общество подвергнуто настоящей радикализации, но это возможный сценарий… Если это действительно произойдет, то окажет глубокое влияние на то, как российские солдаты воспринимают справедливость войны и как российское общество переносит страдания войны», — считает Курки.