Двенадцать стран Северной Европы начнут контролировать работу танкеров, везущих российскую нефть по Балтийскому морю. У судов теневого флота, многие из которых пора отправить на металлолом, будут проверять наличие и адекватность страховки. Нарушителям санкций и условия страхования грозит наказание.
«Если суда не будут сотрудничать, будут предприняты следующие шаги: их внесут в список запрещенных, либо их будут задерживать в определенных районах», – заявил премьер-министр Эстонии Кристен Михал (цитата по Reuters). «Главное – делать это систематически, чтобы нарушить работу теневого флота России», – добавил он, выступая в Таллине по окончании совещания руководителей Объединенного экспедиционного корпуса – военного объединения десяти из 12 стран, договорившихся об участии в программе контроля за российскими судами на Балтике и в Ла-Манше.
Представители Дании высказывают особое беспокойство растущим использованием старых танкеров, которые в последний год стали оказываться от услуг местных лоцманов, помогающих проводить суда через узкие и извилистые Датские проливы. Между тем, по этому маршруту в 2024 г. было перевезено российской нефти примерно на $33 млрд. Это около 42% совокупной стоимости морского нефтяного экспорта России, свидетельствуют собранные Bloomberg данные об отслеживания судов и цены, полученные от Argus Media.
Стоит добавить, что никакого «теневого российского флота танкеров» в реальности не существует. Под этим удобным названием скрываются сотни российских и зарубежных компаний, желающих зарабатывать деньги на транспортировке российской нефти без соблюдения т н ценового потолка в 60 долларов за баррель. Эти перевозчики используют старые и дешевые наливные суда, чтоб минимизировать возможные потери. Их риск не так уж велик: из примерно 800 танкеров, составляющих придуманный теневой флот РФ, под санкции попали менее 10 процентов.
На этом фоне контроль за прохождением Датских проливов- серьезная мера, которую союзники могли ввести давно, но опасались роста цен на сырую нефть. Теперь же опасения отброшены: через месяц Белый дом достанется Трампу- и пусть он решает эту проблему.