12 февраля 2017, 21:36
Один из примеров того, как популисты, в основном популисты фундаменталистского толка, переворачивают все с ног на голову, это подача концепции так называемого «безусловного базового дохода» (Basic income).

Вспомните, под каким соусом русскоязычной аудитории преподнесли отказ граждан Швейцарии в результате референдума от Basic income? Основной аргумент демагогов сводился к тому, что граждане Швейцарии настолько мудры, что не желают бездельничать, им претит иждивенчество, и поэтому они отказываются от Basic income. При этом, жители Финляндии, которых в иждивенчестве не заподозришь, почему-то с 2017 года совершенно спокойно приняли Basic income.

Между тем, обман легко определяется. В результате опроса, который проводили в Швейцарии в период референдума, выяснилось, что только 2% граждан готовы отказаться от работы, и существовать на Basic income. В целом по развитым европейским странам этот процент немного выше, но не превышает 4%. Никакой прямой корреляции между принятием Basic income и отказом трудиться для европейцев не существует.

Почему же русскоязычная аудитория восприняла отказ именно под таким соусом? Вольно или невольно эта подмена произошла потому, что неприятие Basic income базируется на собственных страхах и фобиях постсоветского сознания, в котором наличие Basic income должно неминуемо приводить к массовому тунеядству.

При этом, не учитывается основная причина установления Basic income, которую homo soveticus просто не видит – это ответ на вызовы новой научно-технической революции на планете. Basic income необходим, чтобы высвобожденные в результате изменения способов производительности труда граждане государства могли безболезненно интегрироваться в новую экономическую реальность, чтобы не было социальных потрясений, чтобы иметь возможность пережить крушение привычного уклада жизни.