"Никогда представители мужского пола не носили более широких бриджей, и никогда столь мало не было в них мужского достоинства!... Такая ситуация сложилась из-за чрезмерного потребления отвратительного языческого ликёра под названием кофе, который… сделал наших мужей евнухами… Они приходят домой выжатые, как лимон, и во всем их организме нет ничего влажного, кроме сопливых носов, ничего твёрдого, кроме костей, ничего стоячего, кроме ушей".
Это отрывок из "Women's Petition against Coffee», петиции английских женщин против кофе, написанной в 1674 году.
По этому тексту, кстати, можно заметить, что в те годы кофе еще не догадались рекламировать как афродизиак.
А еще не лишним будет упомянуть, что для женщин тогда кофе был под запретом.
Олнако, что есть, то есть - в самом деле, джентльмены слишком много времени проводили в кофейнях, хотя, в их оправдание, скадем, что проводили они его там не совсем бессмысленно.
Как будто бы мимоходом, за чашкой кофе, появился рынок страхования, известный во всем мире как Ллойд (иногда Ллойд ошибочно называют компанией, хотя Джулиус Ллойд был, говоря современным языком, бариста, а принадлежавшее ему кафе облюбовали купцы, капитаны судов и страховые агенты, и именно здесь заключались крупнейшие на планете страховые сделки).
Голландец Грэсхэм организовал в Лондоне биржу еще в 1566 году, но во второй половине XVII века брокеров изгнали оттуда «за шум и непристойное поведение».
К счастью, биржа не умерла, а торги не прекратились: к тому времени в Лондоне хватало кофеен, и одна из них, «У Джонатана», стала прибежищем шумных фондовых торговцев.
Собственно говоря, больше от Джонатана брокеры так и не ушли: сообщество брокеров, называвшееся уже «Новый Джонатан» (по названию уже новой кофейни, отстроенной ими вместо прежней, погубленной пожаром) было переименовано в Лондонскую фондовую биржу только в 1773 году.
Можно сказать, что так кофе стал частью деловой культуры.
Хотя уже во второй половине XVII века употребление кофе стало почти ритуалом в домах людей с достатком.
Понемногу к нему приохотилась и публика попроще.
Пожалуй, больше всего поражает, с какой невероятной скоростью кофе завоевал и даже - подчинил себе Европу: впервые завезенный венецианскими купцами в Италию в 1616 году, спустя всего-то 50 лет, кофе с тех пор стал незаменим у европейцев.
Заметим, что незаменимым он остается и по сей день.
Хотя об истоках появления этого напитка мы знаем очень мало, а то, что мы знаем, вносит больше путаницы, чем помогает упорядочить знания.
Скорее всего, родиной кофейного дерева был юг Эфиопии или север Кении, но это не точно.
Хотя... в истории с появлением кофе очень мало точного.
Может быть, в этом есть что-то по-своему замечательное, так как избыточное количество легенд только подогревает интерес к самому кофе, который сегодня множество народов мира сегодня считает своим национальным напитком.
До сих пор непонятно, как такое любопытное существо, как человек, могло столь долгую часть своей истории не распробовать плоды кофейного дерева.
Придуманная сильно позже легенда о знакомстве человека с кофе относит это событие к IX веку. В легенде, как это и положено в легендах (и отчасти скалькировано с уже известных к тому времени легенд о чае), рассказывается о неком эфиопском пастушке из провинции Каффа, который обратил внимание на то, как бодрятся его козы после того, как погрузут кофейное дерево.
Пастушок рассказал об этом настоятелю местного монастыря, который, понятно, сначала в гневе на недоумка с его глупыми баснями бросил принесенные ему ягоды в огонь, но, учуяв исходящих аромат, смягчился, изготовил из них напиток, приободрился не меньше коз, и с честью отстоял, не заснув, все молитвы, после чего заставил употреблять перед молитвенными стояними этот напиток всех своих монахов.
Впрочем, есть сведения, что в XII веке эфиопская православная церковь наложит строжайший запрет на употребление кофе, который будет отменен только в XIX веке под давлением эфиопского императора, страстного кофемана.
Секрет напитка, тем не менее, еще до запрета, якобы, передавался от монастыря к монастырю.
Видимо, где-то произошла информационная утечка, и секрет кофе от ученых монахов попал к "простакам", простолюдинам, а уже от них о напитке стало известно султану Йемена.
В самом начале XVII века об этом напитке впервые упоминает европеец, ссылаясь на знаменитого арабского медика Ар-Рази, который находит кофе весьма тонизирующим и настоятельно рекомендует его в этом качестве в лечебных целях. Впрочем, Ар-Рази настолько ярок и интересен, что стоит рекомендовать читать его труды отдельно, правда, не медицинские, поскольку медицина с тех пор ушла далеко вперед,в том числе и основываясь на трудах самого Ар-Рази, а Ар-Рази философа, жесткого критика всех известных ему религий и религиозности.
Возвращаясь к кофе - не совсем понятно, откуда этот персидский ученый, живший на рубеже X-XI веков, мог знать об этом напитке и описать его действие.
Арабские источники указывают на муфтия Адена, который, по их мнению, стал первым человеком, попробовавшим кофе, а случилось это в 1445 году (А как же эфиопский пастушок? - возможно, спросите вы? А легенда о пастушке датирована 1671 годом), после чего в Йемене появляются первые кофейные плантации.
Кофе невероятно быстро набирает популярность - сначала в Аравии, а позже и во всем мусульманском мире.
Христианские авторы времен позднего средневековья считают, что кофе был у мусульман своего рода заменой запрещенного алкоголя - гипотеза довольно спорная, поскольку кофе, как мы сегодня знаем, хорош и сам по себе, и в сочетании со многими алкогольными напитками, в чем сами христиане довольно быстро убедились.
При этом европейцам неведомо было, какие страсти, на самом деле, кипели по поводу кофе в мусульманском мире: так, в 1511 году собрание законоведов в Мекке посчитало напиток «дьявольским» и его употребление было запрещено: пойманным отрезали язык или, зашив в мешок из-под кофейных зерен, бросали в море.
Однако, все и здесь как-то рассосалось и уладилось, во многом благодаря тому, что Османские султаны, оплоты веры, были до этого напитка весьма охочи.
Не без проблем, но именно благодаря их благосклонности, именно в Стамбуле появляются первые из известных в мире места для публичного распития этого напитка - кофейни.
Открытие первых двух датировано 1554 годом.
В 1647 году первая в Европе кофейня (действует и сейчас) открывается, конечно же, в Венеции, а до Англии, с которой мы начали рассказ, мода на кофейные заведения добралась в 1652 году.
В 1662 году сицилиец Прокоппио открывает первую кофейню в Париже, где, кроме кофе, подаётся и другое новшество - мороженое. Это сочетание входит в моду даже раньше, чем добавление в горький кофе сахара - этот обычай, как и обычай добавлять в кофе молоко, введёт в обиход герой австро-турецкой войны Кульчицкий, который откроет первое кафе в Вене в 1670-м (позже его первенство будет оспорено армянскими купцами: поговаривают, что герой Кульчицкий служил лишь рекламой их кофейне).
В целом в Европе кофе приживался быстро, хотя и не без приключений: то церковники объявят напиток «черной кровью турок» и рассадником ислама, то английский король запретит кофейни, то в Германии введут государственную монополию на кофе (Фридриха Великого особо возмущает, что его подданные пьют кофе, тогда как обязаны пить пиво), и пустят по городам специальных «нюхачей», которые должны были по запаху определять дома, где варят кофе, и штрафовать домовладельцев, то, напротив, насильственное приучение к этому напитку вызовет массовые негодования в России, то возникнет запрет на кофе (и продержится почти до начала XIX века) в Германии, где кофе запретят рабочим под предлогом, что оно, якобы, вызывает бесплодие, хотя аристократия и купечество не будет беспокоится по этому поводу, отважно подвергая себя этому риску ежедневно и многократно - но, так или иначе, кофе все равно уверенно входит в повседневную жизнь европейца.
Само кофейное дерево, меж тем, путешествует: в XV или XVI веке оно попадает в Индию, оттуда - в Индонезию. Голландцы почти на полтора века монополизируют поставки кофе в Европу, перехватывая выгодные «левантийские кофейные контракты» у венецианцев, завозя именно индонезийский кофе.
Они же первыми перевозят кофе в Америку, и на Суринаме эти деревья принимаются прекрасно.
Впрочем, конкуренты голландцев не дремлют, и случается великое множество историй, связанных с «переездом» кофе, каждая из которых достойна отдельного приключенческого романа.
Так, известно об отважном французском капитане де Кльё, которому король поручил доставить дерево на Мартинику. В путешествии за ним гонятся пираты, бури и шторма пробуют потопить его судно или хотя бы уничтожить хрупкое деревце, один из его офицеров пробует похитить ценный груз и даже ломает ветки, на корабле подходят к исходу запасы воды и де Кльё жертвует свою питьевую норму, поливая дерево.
В итоге он выполняет поручение, и плантации кофе на Мартинике существуют до сих пор, а сам де Кльё удостаивается памятника на этом острове.
Не менее романтично, но в несколько ином ключе, выглядит история добычи кофе португальским наместником в Бразилии.
Наместник отправляет лейтенанта де Мальо Палету в Французскую Гвиану с прямой задачей: привезти саженцы кофе. Лейтенант, видимо, человек по-военному прямой, сообщает об этом правителю Гвианы и получает ожидаемый жесткий отказ. Де Мальо Палета может возвращаться в Бразилию: торги и уговоры бессмысленны, но молодой офицер успевает увлечься женой правителя. Неизвестно, каковы были его успехи на этом поприще и были ли успехи вообще, зато легенда гласит, что когда он все-таки собрался уехать, он получил от жены правителя Гвианы шикарный букет, в который были вплетены и ветки кофе.
Так кофе попал в Бразилию, которая, с тех пор и по сей день, считается местом выращивания лучшего кофе.
Кстати, португальцы, уже из Бразилии, «вернули» окультуренные сорта кофе на его родину, в Африку.
А англичане, без всякой романтики (скучная нация) начали выращивать кофе на Ямайке.
К XIX веку определяются кофейные сорта-лидеры: арабика, робуста и либерика. Селекция не остановилась на этом, но популярность именно этих сортов кофе остаётся неизменной.
В 1906 году, благодаря наблюдательности английского химика Вашингтона, появляется растворимый кофе, поначалу удививший мир. И эта разновидность кофе, так презираемая ценителями напитка, имеет, однако, довольно устойчивый сбыт почти во всех странах.
Совершенно новую жизнь и самому напитку, и его распространению в мире, положила изобретенная Луиджи Баццера в 1901 году кофемашина, которая под давлением пропускала через молотый кофе горячую, почти кипящую воду.
Так родилась технология приготовления эспрессо («выдавленного» кофе), ставшего основой для приготовления американо (разбавленного водой), латте (разбавленного молоком) капуччино (с молочной пенкой) и все множащихся его разновидностей.
Впрочем, эспрессо прекрасен и сам по себе.
В 1903 году промышленник Дезидерио Павони выкупил патент у Баццеры и, усовершенствовав его технологию (она стала более компактной, для её перемещения вполне хватало двух человек, справиться с управлением тоже можно было всего лишь вдвоем) наладил промышленный выпуск кофемашин.
Затея имеля большой успех: эспрессо быстро завоевал приверженцев.
Однако последующие мировые войны и рецессия осложнили победное шествие новшества.
Осложнили, но не остановили: в 1947 году миланский бармен Акилле Гаджиа открыл новую эру в приготовлении кофе, его аппарат по внешнему виду и по функционалу уже напоминал современную технику.
Усовершенствование процесса приготовления и новый качественный уровень самого напитка выводят на новый уровень и его потребление - сегодня кофе можно встретить, кажется, в любой точке планеты, так, «кофейные монстры» осваивают огромный новый рынок - Китай, где потребителя кофе позиционируют как человека прогрессивного и современного, на что чуткая китайская аудитория охотно откликается.
Производитель кофе номер один в мире - конечно же, Бразилия, где производится примерно треть всего кофе на планете. Несколько меньше производит Колумбия, причем колумбийский кофе ценится довольно высоко, а гуманитарные организации считают плантации кофе отличной альтернативой плантациям коки.
В списке самых крупных (на душу населения) потребителей кофе мы, как ни странно, не найдем ни одной латиноамериканской, африканской или арабской страны, в большинстве из которых кофе принято считать национальным напитком: здесь лидеры - европейские страны с высоким доходом на душу населения, такие как Норвегия, Финляндия, Голландия, Дания, Швейцария, Германия и Люксембург.
С момента появления кофе в рационе человека ученые всех стран (не только британские) ведут бесконечные споры о пользе и вреде этого напитка, счет научным статьям об этом ежегодно идет на тысячи, и конца этим спорам не предвидится.
Поэтому... поэтому пейте кофе!
Если, конечно, он вам нравится.
Использованная литература: источник