Конфликт “система – личность” и его корень

10 июня 2015, 17:15
Почему мир так жесток к человеку?

Почему мир так жесток к человеку?

Чуть по-другому поставим вопрос: почему все государственные системы так жестоки по отношению к простому человеку.

Это особенно ощутимо для человека в юном возрасте, когда он только становится на ноги как личность.

Посмотрите: только человек достигает определенного возраста, государственные системы, их законодательные базы, резко меняют требования к новоиспеченному гражданину.

А что, собственно говоря, изменилось, какие изменения произошли в человеке в возрастном промежутке 16 – 18 лет? Законы говорят: теперь он взрослый, к нему предъявляются новые требования, он должен осознавать ответственность перед обществом и отвечать за все свои поступки. Конечно, каждый член общества должен осознавать ответственность перед ним, перед своим обществом. Возникает вопрос: осознает ли?

Об этом системы как-то меньше позаботились, для них это как бы само собою разумеющееся, у них по большей степени заготовлены другие средства – сдерживающие, устрашающие и карающие. Системы инвестируют огромнейшие средства в развитие законодательных органов, судов, силовых структур, спецслужб, так называемых исправительных пенитенциарных систем и, конечно же, в средства массового испуга-устрашения – в СМИ. Все они говорят: делай что хочешь, только не иди против системы.

Все эти средства транслируют человеку только одно – страх.

Проблема в том, что человек привыкает ко всему, и к страху тоже. Поэтому требуется постоянное «увеличение дозы».

Кроме того системе для ее функционирования нужно топливо. Как вы думаете, на каком топливе работают государственные системы? Как в топках паровоза сгорают деревянные чурки, так в горнилах систем горят людские жизни – «человеческими жертвами питается этот зверь».

Тут вопрос для размышления – в чем разница между человеческим обществом и государственной системой?

Но все же, системы оперируют не только страхом, почему-то системам важно, то, что называется осознание. Когда, где, как и в чем это проявляется? До того, как «провинившемуся» перед системой определяют степень наказания и оглашают приговор, система в лице судьи спрашивает человека, осознает ли он свою вину за содеянное, она требует признания в совершении «преступления», осознания того, что он что-то преступил?

Опять вопрос: зачем им его осознание? Собрались наказывать, наказывайте и оставьте осознание человека в покое. Нет, осознание им подавай!

И опять же, если человек скажет, что не осознал свою «вину», почему-то система на много стороже обходится с таким человеком.

Почему?! Казалось бы, все должно быть наоборот. И неважно, за что человека наказывают, за разбитую вазу или за массовые убийства, казнят его «смертной казнью через расстреляние» или ставят в угол «на горох», с него всегда требуют, этого самого «осознания».

Посмотрите: что система делает с человеком, когда он «провинился» перед ней? Его проводят через ряд длительных унизительных, угнетающих, ломающих личность процессов, оказывается сильнейшее давление на психику человека, внушаются комплексы вины, незащищенности, неуверенность, страх. Это не говоря о жестких и даже жестоких физических воздействиях.

В системе все до мелочей прописано как в идеальном сценарии страшной пьесы, схема давно налажена и отработана, она выстраивалась веками, в ней сформировались целые судебно-процессуальные комплексы различных театрализованных действий, задача которых в декорировано-костюмированной форме придать значимость и вес всему тому, что она творит с человеком.

Самое страшное – то, что далеко не все служители системы до конца понимают, зачем все это нужно – «так предписано», «инструкция такая», «кто я такой, чтобы менять установленные правила», «так положено», «кодекс законов гласит, статья такая-то, параграф номер такой-то, пункт такой, поправка эдакая» – люди механизмы, они просто выполняют свою функцию, каждый согласно своей прописанной программы часто, не задумываясь, ломают чужие жизни. Система словно железными гусеницами раскатывает человека по асфальту, перемалывает своими шестеренками, ломает духовно, морально, психологически, физически. Прошедшим такое редко удается сохранить в себе человека, и вернутся в общество его полноценным членом.

И только после всех этих кругов ада, когда, как говорится «клиент созрел», человека с низко опущенной головой, показательно, выводят на «плаху».

И вот в эти моменты система, в очередной раз, торжественно объявляет свою победу над личностью.

Но личность может взять реванш у системы, правда, какой ценой…

Самое страшное для системы, когда человек не ломается несмотря ни на что, несмотря на все, такие изощренные, предварительные экзекуции. Когда он подымается на эшафот с высоко поднятой головой и, даже когда из под его ног выбита табуретка и на его шее со свистом затягивается петля, даже когда его охватывают обжигающие языки пламени Аутодафе́, даже когда он видит сквозь плохо завязанную повязку на глазах отмашку командира расстрельного взвода и слышит команду – пли, даже когда тень палача закрывает солнце, а над его головой заносится топор и, рассекая воздух, опускается на его шею, даже когда включен рубильник электрического стула, и он чувствует, как через вдавленные в виски электроды проскакивают разряды электрической дуги в его мозгу и ощущает запах своей собственной жареной плоти, даже тогда, в последний миг из последних сил он еле успевает прохрипеть – свободу...

Система проиграла!

Может быть это одна из причин того что, когда-то такое популярное зрелище как публичные казни, почти исчезли как явление в большинстве государств.

Да, современного человека так запугали, что он даже смерти почти перестал бояться.

Мы видим: современная молодежь стала, как то равнодушно относиться к своей жизни. Они с легкостью могут с ней расстаться, или пустить ее по наклонной саморазрушения. Еще бы! Если видишь, как радостно с распахнутыми жаркими объятьями тебя ждет большой мир, как бы говоря – наконец-то вы созрели, мои свеженькие пушечные «цыпленки табака».

Чтобы не развивать дальше полемику, давайте подумаем – в чем же причина конфликта между системой и личностью? Где его корень?

С этим конфликтом «система – личность», человек сталкивается на протяжении всей жизни. Сначала в детском саду, в школе, институте, армии, на работе, порой даже в семье. Особо остро он ощущается в человеке, в котором живет неистребимое желание самореализации как личности. От сюда и все, так называемые, возрастные кризисы: переходной в отрочестве, кризисы среднего возраста, сожаления об упущенном в старости.

Один из ключевых этапов становления личности в обществе происходит когда, вчера еще ребенок, выходит из-под опеки своих родителей и становится полноправным членом общества, гражданином. Формально – он просто получает паспорт. С этого момента для него в этом мире вдруг все становится по-другому. За те мелкие шалости, к примеру – мелкое воровство, которые ему обходились порицаниями взрослых и несколькими синяками на попе от отцовского ремня, теперь он должен нести ответственность по всей строгости закона, который, как говорится – суров.

И действительно – суров. Первые нелады, с законом возникшие во время беспечной юности впоследствии могут, не благоприятно отложится на всю последующую жизнь человека.

Не слишком ли суров закон? Не слишком ли резко мы вдруг требуем от юного человека осознания ответственности? Почему происходит такой скачек, и можно ли его сгладить?

Вся беда в том, что система, в данном случае система образования, которая в свою очередь тоже является частью системы государственной, в большей мере уделяет внимания образованию и в меньшей воспитанию. Тут и всплывает разница между государственной системой и человеческим обществом – система образовывает, а общество воспитывает человека. Вспоминается цитата из миниатюры Михаила Жванецкого «Может, что-то в консерватории подправить?».

Система образования пичкает ребенка знаниями, и как-то совсем упускает формирование внутреннего мира маленького человека, понимание внешнего мира, и того самого что называется осознание как такового.

В прошлом кроме светского образования, воспитанию уделялось больше внимания. Правда, если не учитывать воспитания в семьях, общественное воспитание по большей степени сводилось к обучению и наставлению в религиозных институтах, обслуживающих туже государственную систему.

Ущербность современной системы в том, что в ее фундаменте заложены устаревшие ценности, сугубо материальные. Так называемые духовные ценности, тоже присутствуют, но по большей мере, где-то там на фоне, и их назначение обслуживать те же материальные ценности. Еще беда в том, что воспитание нельзя переложить полностью на плечи образовательных систем, этим должно заниматься, вместе с родителями, все общество.

Если бы мы, хотя бы десятую часть того, что мы инвестируем в силовые структуры направили на воспитание детей, необходимость в содержании этих структур полностью отпала бы. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Уинстон Черчилль. «Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы» Виктор Мари Гюго.

Кстати, слово «образование», очень правильное слово, в своей первооснове оно отображает смысл того чем, должно быть образование. Получилось так, что произошла подмена понятий, словом – образование, вдруг стали называть обычное обучение ремесленничеству. Изначально это слово – образование – означало формирование личности человека. Формирование человека по образу, по образу и подобию…

По образу и подобию – кого?

Об этом не буду говорить, иначе сочтут, что я в своей статье проповедую религию, или того хуже, ересь…

Конфликт личности и системы лежит не только в неосознанности человека, а еще и в том, что система слишком оторвалась от потребностей людского общества. Система более инертна и не успевает за изменениями в обществе. Она по-прежнему декларирует старые ценности.

Чем отличается людское общество от государственной системы? Чем отличается ремень отца от кнута палача? Чем отличается воспитание от современного образования?

В воспитании личности, как и в отцовском ремне, обязательно должна присутствовать любовь, чего сейчас нет в образовании и в тех системах, которые мы создали.

«И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола».

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

В инете бродит сборка цитат на эту тему:

  • Без любви всё – ничто.
  • Обязанность без любви делает человека раздражительным.
  • Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
  • Справедливость без любви делает человека жестоким.
  • Правда без любви делает человека критиканом.
  • Воспитание без любви делает человека двуликим.
  • Приветливость без любви делает человека лицемерным.
  • Ум без любви делает человека хитрым.
  • Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
  • Честь без любви делает человека высокомерным.
  • Власть без любви делает человека тираном.
  • Богатство без любви делает человека жадным.
  • Вера без любви делает человека фанатиком.
  • Дети учатся тому, с чем живут!
  • Если ребенок живет в атмосфере КРИТИКИ, то учится ОСУЖДАТЬ.
  • Если он живет в атмосфере ВРАЖДЕБНОСТИ, то учится ДРАТЬСЯ.
  • Если ребенок живет в СТРАХЕ, то учится БОЯТЬСЯ.
  • Если окружен ЖАЛОСТЬЮ, то учится БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ.
  • Если ребенка осмеивают, он учится РОБОСТИ.
  • Если к ребенку относятся С РЕВНОСТЬЮ, он учится ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ.
  • Если ребенок живет в атмосфере ТЕРПИМОСТИ, он учится быть ТЕРПЕЛИВЫМ.
  • Если ребенок чувствует ПОДДЕРЖКУ, он учится быть УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
  • Если ребенок знает ПОХВАЛУ, он учится ЦЕНИТЬ.
  • Если ребенок живет в атмосфере ПРИНЯТИЯ, он учится ЛЮБИТЬ.
  • Если ребенок чувствует ОДОБРЕНИЕ, он учится ЛЮБИТЬ СЕБЯ.
  • Если ребенок познает ПРИЗНАНИЕ, он учится ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ.
  • Если ребенок окружен ЧЕСТНОСТЬЮ, он учится ПОЗНАВАТЬ ИСТИННУЮ ПРАВДУ.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы...

...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт...»

(Первое послание к коринфянам св. апостола Павла)