Котизм, как психическое расстройство

18 марта 2023, 19:09
Патологическое накопительство животных (animal hoarding) - расстройство обссессивно - компульсивного спектра, являющееся частным случаем хординга, известного в отечественной психиатрии, как синдром Плюшкина. Для накопителей животных есть даже свой термин "синдром Ноя", но он менее популярен.

От профессиональных заводчиков такие "животнолюбы" отличаются полнейшим игнорированием норм содержания питомцев, которые пребывают вместе со своим хозяином в антисанитарном аду, страшной скученности и голоде. Критика у собирателя животных отсутствует и он на полном серьëзе считает, что 100 больных истощенных кошек в загаженной малосемейке чувствуют себя прекрасно и благодарны своему спасителю.

Фоном для этого расстройства нередко являются другие психические заболевания (чаще нейродегенеративные), а на доболезненном этапе отмечаются особенности характера - склонность к антропоморфизации предметов и животных и невозможность с ними расстаться, т.к. они вызывают эмоции, которые в норме вызывают другие люди. Животные могут быть так эмоционально значимы, что их трупы хранятся в холодильнике. Нередко уходу в энимал-хординг предшествует стресс (смерть родственника, потеря работы). Как правило, собиратель животных одинок и социально несостоятелен, а его жизнь крутится вокруг питомцев, которым от этого, правда, совсем не легче. 

Освобождение зверья из зоорабства обычно наступает, когда терпеливые соседи наконец не выдерживают криков, орд насекомых и жуткой вони. В квартире больного концентрация аммиака приближается к критическим значениям, и после госпитализации больного в психиатрический стационар (если повезет), службы заходят в квартиру в защитных костюмах и противогазах. 

Собирателей нередко обвиняют в жестоком обращении с животными, что верно лишь отчасти: их целью, как правило, является не зоосадизм, а напротив, спасение существа от тяжёлой жизни на улице. В силу психического расстройства критика к условиям содержания животного, (да и самого себя) отсутствует, поэтому питомец оказывается в условиях, по сравнению с которыми жизнь на улице - рай. 

Хозяева "питомников" могут быть крайне агрессивными при угрозах их "хозяйству" и даже оказывают сопротивление органам правопорядка при изъятии животных. Иногда они совершают самоубийства и становятся жертвами своих голодных питомцев (чаще посмертно).

Полное изъятие животных не помогает - расстройство рецидивирует практически в 100% случаев: больные чрезвычайно устойчивы к фармако- и психотерапии. 

Синдром Ноя отражен в Симпсонах в образе Сумасшедшей кошатницы Элеонор Эбернети, которая бросалась кошками в прохожих. Образ действительно классический - 2/3 страдающих энимал-хордингом - женщины 40+, а котейки значительно чаще других животных становятся объектами накопления. Собирать их проще, да и свалить из заточения кошке сложнее, чем собаке. 

Переход от обычной котистки к котистке-хордистке плавный и малозаметный, типичным признаком является нарастание антисанитарии и ухудшения условий содержания сообразно увеличению поголовья животных. Кошкопоклонничество с ведением инсты от имени Мурки и кошконакопительство, кстати, сочетаются нечасто. Вовсе не обязательно, что одинокая дама с двумя ухоженными котами будет доводить их количество до 200. 

Решение проблемы хординга вообще и накопительства животных в частности - дело крайне сложное. Соседям, самому больному и животным можно лишь посочувствовать.