Народу много, а людей немного

9 января 2017, 15:23
Троллинг, хэйтинг, радикализация и дегуманизация: когда наступит конец?


 

Очередной «конец истории» начался в 2012 году, когда Facebook преодолел психологическую отметку в 1 млрд. пользователей. Уверенное движение к этому самому концу началось еще в эпоху расцвета ЖЖшечки, которая и произвела на свет первые устойчивые сетевые эмоциональные шаблоны, которые и породили вот это все, что убить теперь практически невозможно, пока оно не сожрет само себя или не сдохнет под наплывом волны френдов с лайками с выгодными медийными олицетворениями эмоций и состояний сетевой успешности, сетевого удовольствия, сетевой болтливости и сетевой воинственности.

Это привело к тому, что аудитория начала думать, что любая высказанная мысль высказывается или ради лайка, или ради троллинга с хэйтингом. Это именно то, что многие авторы здесь называют «радикализацией сообщества» как средство для достижения определенных целей.

При этом было бы наивно рассчитывать на сферическую объективность в вакууме. Тем более после того, как постфрейдисты нам объяснили, что из-за расщепления субъекта познания никакого единого «я» больше не существует. А семиотики добавили, что реальность – это не более, чем сумма репрезентаций, в которую не стоит слишком верить. Но на тот момент никто не мог предположить, что эти гуманитарные упражнения закончатся появлением цифрового оруэлловского монстра, который всего за пару лет отучил людей верить в правду.

Причем все штампованные коллективные заклинания от #хтонескачетоймоскаль до #крымнаш с путинизмом, трампизмом и блицкригом ультраправых в Европе создают общество, в котором транслирование смыслов становится невозможным и заменяется facebook-афористичностью, твиттер-иронизмами и инстаграм-красотами. И как следствие – «за взрывом Всемирного торгового центра стояли спецслужбы, американцы финансировали и вооружали Аль-Каиду, в Сирии Россия победила ИГИЛ, Сталин был гениальным и очень хорошим руководителем, отцом народов, а Горбачеву за развал СССР заплатили масоны» - огромное количество людей, целые страны верят в эти глупости. И если им сказать, что это не так или, по крайней мере, в некоторых случаях не совсем так, тебя просто забрызгают ядом хэйтинга, т.к. здесь войдут в конфликт внутренние представления о правде и вере, а ведь еще античные философы учили, что в правду нужно верить или будет беда.

Над этим, конечно, подшучивали разные киники, говоря о том, что истина должна быть правдоподобной, но это было не более, чем навязывание услуг логографа афинянину, который собирался отсудить дом у бывшей жены. Киники не ставили под сомнение сам порядок. Сначала истина как абсолют, а потом вера как хорошее качество человека.

Описанное выше означает не только ослабление силы слова. Оно означает и смену сути дела. Ведь правда была как раз тем посредником между обещанием и исполнением, логосом и поступком. Постмодерн с его пост-апокалиптическими последствиями сделал относительным практически все, в том числе и этические категории вплоть до бесчеловечности. И это – не дегуманизация врага. Я действительно перестал по-человечески понимать оппонентов из-за поребрика, продолжая при этом прекрасно понимать оппонентов условно «наших».

К чему я это все клоню и почему это здесь? Есть мнение, что все это кацапское кривляние между теориями заговоров и мантрами про собственное величие – это плод работы циничных кремлеботов, которые сами уже давно не во что не верят. Интересно, существуют ли реальные люди, которые в это верят по-человечески?