Национализм - политический феномен или смертельный вирус?

7 февраля 2015, 08:49
В статье приведены рассуждения о становлении и укоренении национализма, как одной из сильнейших идеологий.

Национализм можно считать одной из наиболее сильных идеологий нового времени в современной политике.

В течение более чем ста лет, с первой половины 19 века до второй половины 20 века, националистическая идеология успешно противостояла либерализму и социализму.

Холодная война оттеснила национализм на край политической сцены и стало казаться, что в скором времени ему не достанется места там места.

Но так не случилось.

Особенно идеи национализма снова проявляют свои мобилизационные возможности сейчас.

Именно благодаря основным националистическим принципам в очередной раз была перекроена карта мира.

Национализм, в отличие от трайбализма, исторически сравнительно новое явление. Его появление было органически сопряжено с проектом строительства нации эпохи раннего Модерна. И на первых порах этого грандиозного по своим событиям и персоналиям рождения современных наций национализм мог совершенно мирно уживаться с либерально-демократической риторикой отцов-основателей новейших наций-государств.

Империи глубокой древности и раннего средневековья, как и абсолютистские монархии периода ренессанса, не могли знать этого опасного вирусного заболевания, поскольку власть была божественной, а ее носители через божественное являлись, по определению, венценосными братьями и сестрами, даже если им приходилось время от времени вести между собой войны.

Иными словами, отсутствие наций автоматически означало отсутствие национализма.

Национализм это особый тип политической идеологии, призванный обеспечить высокую степень мобилизации индивидов в процессе национально-освободительной борьбы.

Источник, вызывающий национализм, - кризис национальной идентичности, который в свою очередь может быть детерминирован различными факторами.

Среди наиболее распространенных факторов: дискриминация, ассимиляция, угнетение, подавление, социальная и экономическая, а также статусная и институциональная дифференциация, комплекс ущемлённости и чувство униженного национального достоинства.

При этом в каждом конкретном случае национализм может возникнуть и стать источником напряженности в обществе и головной болью для государственных мужей, как при воздействии одного из названных факторов, так и нескольких, способных в своем сочетании порождать радикальные его формы.

Для понимания природы национализма эвристичным может стать метод аналогии с таким биологическим явлением, как ретровирус.

Ретровирусы - это частицы ДНК, образованные как результат стресса. В мире науки хорошо известно то, что эти частицы могут возникнуть у людей или животных в клетках подверженных болезням (раковым, больным аутоиммунными расстройствами).

Человеческий эндогенный ретровирус (HERV) ретровирус, который, как принято считать, произошел от древних вирусных инфекций или провирусов и так и остался в генах человека. Они пронизывают собой все живое и проявляются только тогда, когда повышается уровень стресса или происходит воздействие на организм токсичных веществ.

Приведенная аналогия между национализмом и ретровирусом подводит нас к неутешительному выводу о неискоренимости национализма, его удивительной живучести, эмерджентности и поливариативности.

Онтологически национализм это активация чувства Мы в качестве доминанты сознания при одновременном выведении на периферию чувства Я .

Подобное взаимное перемещение всегда проявляется в ситуации толпы, порождая феномен снятия индивидуальной ответственности.

Именно поэтому национализм так беспрецедентно эффективен в процессах гражданской или этнической консолидации.

Именно поэтому нациоанлизм отличный инструмент, следствием попадания которого в руки диктатора являются бесконечные, бесчеловечные и бессмысленные войны.