Невежественный народ — пища деспота и его сила!

8 июля 2023, 13:26
Известный татарский дореволюционный просветитель Габдулла Буби много писал о природе деспотизма во всех проявлениях. Он был твердо убежден, что народ может и должен добиваться своей свободы и победы над деспотизмом.

Да, невежественный народ—"пища деспота и его сила". Но если деспот лишается поддержки народа, он теряет почву под ногами. Следовательно, для уничтожения деспотизма и возможности его возрождения нужно, чтобы в умах всего народа созрел сознательный протест против тирании, возникло понимание гибельности деспотического режима. А этого можно достигнуть лишь путем приобщения народа к науке. 

Между деспотизмом и наукой, считает мыслитель, идет непрекращающаяся борьба. Но не всякая наука может убедить народ, что "свобода дороже жизни", и показать ему «величие и права личности, пути сохранения их и освобождения от гнета, прелести и пользу свободы и равенства». Лишь науки об обществе "рассеивают облака, выпускают солнце, воспламеняют сердца, расширяют умы, доказывают человеку, что он человек, показывают народу его права и угнетенность под деспотизмом, учат народ путям достижения и сохранения своих прав". 

Поэтому, считал Буби, "российское правительство в то время, как дает полную свободу нашим старым религиозным школам, закрывает наши новые дома науки, будящие сознание и мысль, изгоняет наших руководителей школ, пытается погасить знания и просвещение, соответствующие времени и начавшие распространяться среди нас». 

Габдулла Буби верил, что падение деспотизма в России близко: "Если в результате этой войны в России наступит свобода — наступит наверняка, — писал он брату осенью) 1914 года, — если нам будет дана свобода открывать школы — обязательно будет дана, если найдется возможность открыть школы Буби — несомненно, найдется, — тогда я здесь не останусь ни дня, возвращусь». 

Бежал он преследования царской охранки в Кульджу (Китай), где сейчас в исправительных лагерях сидят миллионы тюрок-мусульман. 

После революции 1917 года он вернулся на родину, где его встречали как национального героя.

Вернемся и все мы, ин шә Аллаһ, в наш суверенный дом.