О генезисе евреев-ашкеназов

23 апреля, 11:41
В англоязычном Тви встретилась старая уже тема о генезисе евреев-ашкеназов, исследование ещё от 2013 года. По-моему, и я писал когда-то об этом. Но интересное можно ещё повторить.

Генетическое исследование материнских линий европейских евреев-ашкеназов показало, что около 80% ашкеназских мтДНК имеют европейское происхождение и только 8% - ближневосточное.

«Женская» генетическая история европейских евреев радикально отличается от «мужской». Это объясняется генетиками так: примерно с начала III века нашей эры происходило массовое обращение в иудаизм европейских женщин. Процесс этот шёл примерно до Х века, т.е. все т.н. «тёмные века» - лишь после этого времени иудейский прозелитизм снижается.

И если перекинуть мостик от сухих фактов генетики к истории и религиоведению, то получатся интересная картина.

Эти генетические исследования подтверждают гипотезу ряда библеистов о том, что на самом деле до III века существовали две ветви христианства.

Первое – эллинизированное, чьим ярким представителем является апостол Павел и другие апостолы. Второе – реформированный иудаизм, возглавляемый Домом (родственниками) Христа.

Я приводил мнения библеистов, что представлял собой Дом Христа.

Первые век христианства руководство сектой назореев по авраамической традиции переходило от родственников к родственникам Исуса. Библеист Косидовский описывает этот процесс:

«Основным авторитетом во всём, что касается биографии Исуса и его учения, была община назореев в Иерусалиме, во главе которой стоял, по преданию, брат Исуса, св. Иаков (побитый камнями в 62 году по приказу первосвященника Анании). Часть этих иудео-христиан, отказавшись участвовать в иудейском восстании, переселилась за Иордан в город Пелла. Те же, кто остался в Иерусалиме, продолжали вместе с ближайшими родственниками Исуса действовать как секта назореев. После казни Иакова они выбрали своим главой двоюродного брата Исуса -- Симона, сына Клеофаса, который был братом Иосифа, Исусова отца. Симон жил очень долго и был распят при императоре Траяне (96-117). После него секту возглавили внуки Исусова брата Иуды -- Иаков и Соккер.

У назореев руководство общиной осуществляли люди, приходившиеся так или иначе родственниками Исусу. У них было собственное евангелие на арамейском языке, и они из династических соображений распространяли версию о происхождении Исуса от колена Давидова. Иерусалимская группа назореев просуществовала до 132 года, когда вспыхнуло иудейское восстание под руководством Бар-Кохбы и Иерусалим был разрушен до основания».

И вот, вероятно, именно группа иудаистов-реформистов Христа после подавления восстания Бар-Кохбы, рассеявшись по Европе, и занялась прозелетизмом «лайт-версии» иудаизма. В отличие от ортодоксальных иудеев именно прозелетизм отличал группу Дома Христа («христовым евреем может стать каждый»).

То, что до X-XI веков в Центральной Европе существовал весьма поверхностный иудаизм, говорят документы того времени, в которых упоминается, как в еврейские общины на Рейне и даже в Киеве прибывали ортодоксальные раввины для исправления «заблудшего иудаизма». Религиозную составляющую ашкеназов пришлось пересобирать заново.

То, что иудейский прозелитизм шёл через женщин, тоже объяснимо. Тёмные века – это резкий перекос численность женщин (мужчины в первую очередь гибли после набегов «великого переселения народов», а также войн). В некоторых местностях (например, на территории современной Австрии) соотношение женщин и мужчин какое-то время могло быть 65-70:30-35. Одинокие женщины прибивались к общинной жизни, просто чтобы было легче выжить.

Вероятно, в этой лайт-версии иудаизма было и многожёнство. Симптоматично, что ортодоксальным раввинам пришлось выпускать специальные постановления на этот счёт, что косвенно подтверждает эту гипотезу.

Так, около 1000 года Гершом бен Иехуда, авторитетный раввин из Майнца и духовный отец ашкеназского направления в Галахе, издал постановление, «на тысячу лет запрещающее европейским евреям-ашкеназам брать более одной жены».