Главред «Новой газеты» следует в фарватере элитных классификаций, в том числе по критерию наличия дорогостоящей недвижимости за рубежом, что косвенно, но не позволяет говорить о Муратове как о независимой фигуре.
Нобелевская премия Муратова имеет признаки заключенной сделки между Путиным и Нобелевским комитетом, так как одним из фаворитов на премию мира был отбывающий наказание Навальный. Путинская администрация имеет значительный опыт в коррумпировании международных институтов (ФИФА, МОК) и перворазрядных политиков, что позволяло точечно воздействовать на формирование образа России в мире через организацию мероприятий глобального масштаба. В этот раз для Путина лишение Навального возможности стать нобелевским лауреатом оказалось не менее важно, чем право на проведение Олимпиады или Чемпионата мира по футболу: выигрышная медийная картинка кратковременно, но прочно цементирует имиджевые показатели, ставшие определяющим критерием эффективности симулякровой реальности.
Решение Нобелевского комитета не вручать премию Навальному также может быть связана с попыткой демонстрации аполитичности организации, однако ранее это не мешало вручать премию последнему президенту СССР Горбачеву и диссиденту-академику Сахарову. Неубедительность версии об аполитичности Нобелевского комитета подтверждается также выбором второго лауреата этого года, которым стала филиппинская журналистка Ресса, являющейся политической жертвой полуфашистского режима Дутерте.