Само понятие "народа" в российской традиции всегда окружалось ореолом святости. Народ был носителем всяческих "правд" и сермяжных истин. Идея "правоты большинства" - типично русская идея, результат общинного, "соборного" сознания.
В полном согласии с манией величия, славословия "советскому народу" свисали с крыш в нашу совковую бытность.
Народ в этом мифе - священное понятие, а вовсе не субъект социальной реальности, ответственности и истории в целом. Как и любой субъект, "народ" может быть аморален или лжив (на данном этапе исторической жизни), агрессивен, раболепен, труслив и недалёк в своих действиях. Коллективные характеристики - не обязательно положительны.
Но русский народ (как ни странно) всегда "богатырь" и "носитель правды". Когда-то он был "богоносец" (в собственных глазах), - сегодня - невинная жертва "зажравшейся элиты", вынимающей последние деньжата из народных карманов. Вынимающих, да.. Но в сюжете грабежа - не один, а два участника событий.
И если вы годами (с "зажравшейся элитой") дербаните чужие территории - в качестве подельников - и аплодируете международным грабежам, - то с какой, скажите, стати, "элите" вынимать деньжата только из соседских карманов, - а не из ваших собственных?
Вы же это одобряли - под восторги и овации? Получите результат того, чему вы бурно аплодировали. Когда грабёж становится государственной политикой, с опорой на "народное большинство", - нет смысла возмущаться и лить слёзы по поводу вывернутых карманов. Ведь это - ваша политика, которой вы и дали зелёный свет.
Поразительна смена регистров, когда народ, "хапнувший" кусок соседской земли и обвешанный до пупа победными лентами, - вдруг оборачивается "жертвой" агрессии, - жалобной, печальной массовкой, вопрошающей "За что?!" - с чувством невинного страдальца.
Забавный переход - от торжествующего хамства - к слезам "оскорблённой невинности". Крутые виражи национального сознания..
Леонид Гозман пишет: "Бунта не будет, но черта в отношениях власти и людей, по-моему, пройдена. Власть труслива, лицемерна и враждебна населению.." Власть-то да. А население (конечно) не "трусливо", "лицемерно" и не "враждебно" интересам страны? Я не замечаю никакой "черты" между властью и народом. Потому (вероятно) и "бунта не будет", - слишком многие общие "ценности" их роднят и связывают.
Пушкин, как всегда, выразил проблемный исторический сюжет в нескольких строчках. "К чему стадам дары свободы? Их нужно резать или стричь".
Когда сам бурно радуешься "стрижке" и "резне" чужих отар, - нет смысла блеять, когда руки стригущих доходят до вашей собственной шерсти.
Использованная литература: источник