Общество сильной травмы

6 февраля 2023, 17:58
В России частью интеллигенции, а на Западе политический классом принято попрекать простых россиян (около 80% населения) отсутствием эмпатии у них, социально-политической пассивностью и одновременно агрессивным чувством отчаяния и покорности.

Но всему этому есть объяснение – страшный ХХ век, сформировавший в России «общество сильной травмы». Об этом пишет профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Юрий Волков («Социологические исследования», №3, 2022):

«О социальном пессимизме значительного числа современных россиян свидетельствуют результаты исследования уровня субъективного благополучия населения страны: «Доля субъективно благополучного населения в современной России невелика – она объединяет менее четверти россиян (24%). Речь идёт в первую очередь о субъективном переживании уровня своего материального благополучия, состояния здоровья, реализации себя в профессиональном труде и семейной жизни. Но и неуверенность в завтрашнем дне, тревога за будущее своих близких становятся факторами нарастания пессимистических социальных настроений.

Нарастание пессимистических настроений было стимулировано не только реальным ухудшением условий жизни населения, но и возникшим за ним безрадостным образом будущего, ощущением масштабности и серьёзности нарастающих кризисных явлений. По мере развития этих ощущений снизилась уверенность граждан в своей способности противостоять усилившимся негативным процессам и реализовать жизненные цели. Увеличилось количество людей, которые не способны ни убедительно сформулировать свои цели, в полной мере определить их смысл и содержание, ни представить, прикинуть или обозначить даже свои ближайшие перспективы.

Социум, не изживший своих травм, вынужденно концентрирует своё внимание на них, ибо травма характеризуется непреодолимой тягой к повторению былого травмировавшего переживания. Общество воспроизводит свои старые травмы, переживая их снова и снова в неспособности выработать окончательное решение в интерпретации этих событий, изжить травму и освободиться от неё. Наличие образа травмы в коллективных коммеморациях заставляет общество фиксировать внимание на прошлом и его нерешенных проблемах, а не на будущем и его насущных задачах.

Общество не может изменить своё лицо, не осмыслив и не оценив в рациональном ключе свое прошлое. Рационализация, анализ – единственный путь к освобождению от преследующих общественное сознание образов травмы».

Такое общество надо было долго лечить в санаторных условиях (лучше всего – в социал-демократии), с по-человечески добрыми людьми во главе страны. Нужно было отринуть старые исторические травмы, провозгласив новое государство с минимумом преемничества со страшным прошлым. Но таких условий обществу не предоставили.