Откуда растет росиянский "консерватизм"

2 апреля 2022, 13:02
Заведующий отделом анализа динамики массового сознания Института социологии РАН Владимир Петухов ещё в мае 2014 года на круглом столе «Проект создания консервативного человека для современной России» рассказал, что представляет из себя «консерватизм» в России (с тех пор накал пропаганды «русского мира», замешанного на «традиционных ценностях», только усилился, но это на самом деле нисколько не изменило статичную картину истинного русского мира).

«Многих напугали цифры (и наше последнее исследование это тоже подтверждает), согласно которым резко подскочили реваншистские настроения в обществе. 70% россиян заявляют о том, что Россия должна вернуть себе статус великой державы и как можно быстрее. Если к этому прибавить рост антизападных настроений, то всё это абсолютно укладывается в консервативный тренд. А потом через три-четыре вопроса мы задаём вопрос: а вы сами готовы затянуть пояса, чем-то пожертвовать ради этого самого величия, которое вы так хотите. И они говорят: нет, уже не 70%, а где-то только 30% наберётся людей, которые готовы подкрепить своим личным участием возведение здания великой России.

Деление общества на консервативное большинство, причём обязательно инертное и лояльное и меньшинство активное, либеральное, оппозиционное, - абсолютная выдумка. Эмпирически это никак не подтверждается - хотя бы на том основании, что либеральный сегмент (если мы даже его признаем таковым) и консервативный - оба они меньшинства, причём меньшинства не очень значительные. А большинство – это огромная, неструктурированная масса населения, около 60%, которая вообще не имеет никаких идеологических, политических предпочтений. Если уж её характеризовать, то это скорее консьюмеристское большинство, ориентированное на потребительские, жизненные стратегии, которых по большому счету вообще не интересует, что-либо, выходящее за рамки их интересов и интересов их ближнего круга.

В этом смысле было бы, наверное, правильнее говорить о том, что у нас есть действительно два больших сегмента, но они отличаются ни мировоззрением, даже ни ценностями, а уж тем более ни идеологическими установками, а ориентацией на разные жизненные стратегии. Первый сегмент - на стратегии активной самореализации, жизненного успеха. И второй сегмент, ориентированный на статус-кво: пускай будет так, как есть, менять ничего не надо, мы уже к этому приспособились. Причём активистский сегмент больше, чем инертный. Примерно 35%, против 30%. Всё остальные колеблется между этими полюсами.

Что же касается собственно «консервативного тренда», то аутентичных консерваторов в России очень мало. Те, что есть, - это скорее традиционалисты - причём советские, а не консерваторы. Почему-то считается, что если человек говорит о важности семьи, о важности трудолюбия, - это консерватор. Хотя, скорее, это традиционалист с «советским» налётом.

Приведу конкретные цифры из нашего исследования. Задавался вопрос «Какие человеческие качества вы цените больше всего?» Как и следовало ожидать, первые позиции заняли честность и трудолюбие – свыше 75%. А вот такая, например, опция консервативного ряда, как религиозность, оказалась в самом низу этой иерархии качеств, которые востребованы в людях - её отмечают 8% наших сограждан. Патриотизм отметили только 14%».