Поножовщина - часть "великой" "русской" культуры

15 октября 2024, 10:21
О жизни в российских городах в начале ХХ века – на примере Царицына (ныне Волгоград). Население города в 1900 году составляло 65 тыс. человек – по меркам того времени город крупный.

О жизни в российских городах в начале ХХ века – на примере Царицына (ныне Волгоград). Население города в 1900 году составляло 65 тыс. человек – по меркам того времени город крупный.

Отчёт был составлен местной охранкой (на наше время – регуправление ФСБ).

«Политический обзор по Царицынскому уезду за 1900 год. Составил ротмистр Кострицин.

(О свободе местной прессы – Т.) Приходится слышать жалобы обоих редакторов газет, что полицмейстер запрещает печатать решительно все статьи, в которых выставляются не выгодные стороны благоустройства города как-то: просвещение, водопровод, городской бойни, мостовые, городскую грязь. Г-н Потоцкий дошёл уже до того, что запрещает перепечатывать в местных газетах то, что уже напечатано в столичных, находя везде крамолу.

(О преступности в городе – Т.) Печальная особенность жизни города Царицына - это «ноживщине». Почти все царицынские мещане чуть ли не с 12-летнего возраста носят при себе ножи, которые пускаются ими в ход при всяком удобном случае. Царицынские баши-бузуки содят их в бока и животы правому и виноватому, лишь бы показать свою удаль и звериное геройство. Я приведу данные, полученные мной от городского врача: за отчётный год было мёртвых 25, а освидетельствованных живых 65 с резаными ранами. В действительности последняя цифра гораздо больше, многие боятся заявляться к врачу и в полицию.

Не проходило ночи, которая обошлась бы без кражи. Дерзость воров дошла до того, что они стали силой ломиться в народные двери с улицы в центральной части города».

25 убитых на 65 тыс. населения – это если бы сейчас на 1-миллионный Волгоград только от ножей погибало бы 400 человек в год (по 30-35 человек в месяц).

В Москве преступность среди новоприбывших стала рассасываться только к 1960-м.

Мой папа рассказывал, что в конце 1940-х – начале 1950-х в Москве и ближнем Подмосковье тоже молодёжь ходила с ножами для самообороны (а кто-то – и для нападения). Особенно тяжким по уличной преступности был период 1945-1955.