Приметы времени

26 января 2017, 13:12
Человека можно вывезти из совка, но нельзя совок вывести из человека...

В давние времена, когда я еще жил в Тридевятом Государстве, изумлялся, глядя на множество эмигрантов, переехавших из наших широт в страны разной степени выдержки демократии. Поражался, как человек, уехавший в страну, где пропаганда коммунизма и фашизма наказуема уголовно, вдруг лепит на лобовое стекло машины георгиевскую ленточку или надевает на себя майку с советским гербом. Но годы прошли, я переехал в Тридесятое государство, и когнитивный диссонанс прошел. Я понял, что можно легко перефразировать афоризм о девушке и деревне в «человека можно вывезти из совка, но нельзя совок вывести из человека».

Бывшие граждане России, Украины, Беларуси, да и стран Балтии, переехав в другие страны, в абсолютном своем большинстве тянут за собой и свои родовые травмы – любовь к харизматикам, тоску по «сильной руке», покорность и подобстрастие перед гопниками от политики. Им открыто нравится Brexit, потому что «мы показали Европе»; они в восторге от Трампа, потому что он «лучше чем эта обезьяна, и наведет порядок»; тихо уважают Путина, потому что он «красава и навалял пиндосам и гейропе»...

Ни один политический процесс так ярко не проявил характеры мутировавшего совка, как Brexit и выборы Трампа президентом. Много лет копившаяся ненависть к политкорректности и мультикультурности вдруг выстрелила адреналиновым фонтаном, и залила вонючей жижей страницы соцсетей. Вдруг в лексиконе людей, некогда претендовавших на звание светочей общества появились «негр», «муслик», «черножопый», «педик»... И истерическое неприятие чужой точки зрения: «Заткнитесь, Трамп еще ничего не успел сделать, а вы его травите». Как же не успел? Успел. И лично для меня уже успел сделать все, чтобы сформировалось мое к нему отношение.

Вчера на канале ABC бывший глава ЦРУ признался, что ему было неловко во время посещения Трампом его ведомства из-за того, что собственно отношениям Белого дома и ЦРУ тот уделил всего две минуты, а остальное время распределилось пополам – между нарциссистскими разговорами о себе в третьем лице, и жалобами на журналистов, которые его травят. Я вспомнил где все это слышал – в 1994-95 годах из уст политика, который рулит моей страной уже 23-й год: та же обидчивость, та же мелочность, те же дурные манеры, и то же стремление всех поссорить между собой, чтобы управлять манипулируя общественным сознанием.

В кругу наших бывших соотечественников, носящих майки с советской символикой, принято считать себя «правыми», а всех несогласных с их позицией «леваками», непременно с каким-нибудь уничижительным прилагательным в комплекте. На деле же, это банальный манипулятивный ход – ты «левак» и тебе должно быть стыдно. Хотя, на самом деле, подобное деление в современном мире – типичная архаика, привнесенная из века XX в век XXI. Тот же упомянутый Трамп пользуется левой риторикой почем зря, достаточно хотя бы вспомнить его тезис о том, что он «передает власть народу». Банальное вранье, которое сможет проглотить разве что человек из американской глубинки, не прочитавший ни одной книги, но с закрытыми глазами находящий карабин под кроватью. И для этого человека вчера сказал кому-то из своих назначенных чиновников: «Впереди у нас восемь лет, за которые мы сделаем много хорошего». Хотелось бы, но следут понимать, что после Brexit и Трампа мир стал другим – менее предсказуемым и более агрессивным.

Внешнеполитическая доктрина Обамы с треском провалилась – устранившись от решения геополитических проблем, Америка спровоцировала реальный передел мира. И надежда на то, что страна вернется в игру, чтобы поправить эту ситуацию, пока призрачна. Особенно после заявления Трампа о том, что Америка простимулирует все страны, которые решат покинуть ЕС. В комплекте с позицией британского правительства, это больше похоже на объявление войны, чем на попытку спасти ситуацию. Но, таковы уж времена наступили – отчаянные и опасные. Но, как говорил наш друг, известный британский журналист Ник Коэн накануне Brexit: «Зато на ближайшие десять лет у меня есть работа, мне будет о чем писать».