Пропаганде сопротивляются всего 14 процентов россиян
Политика российских СМИ привела к тому, что часть аудитории перестала критически мыслить, другая - вовсе выключила телевизор.
Где россияне черпают информацию об украинских событиях и верят ли ей, выясняла DW.
93 процента россиян черпают информацию из телепередач
Как следует из опросов «Левада-Центра», 93 процента россиян черпают информацию о событиях в Украине из телепередач.
А по данным международной исследовательской группы TNS Россия, в среднем за месяц 99 процентов россиян хотя бы на минуту включают телевизор.
Ни одно другое СМИ пока не может соперничать с этим источником информации.
Неудивительно, что и новости россияне в первую очередь узнают по телевидению.
Большинство россиян считает, что телевидение объективно освещает события на Украине
При этом 64 процента считают, что российские СМИ объективно освещают конфликт.
Число уверенных в этом по мере усугубления ситуации на Украине растет.
Социологи констатируют: таков главный признак эффективности пропаганды - все больше зрителей начинают верить в то, что видят на телеэкранах.
В то же время, как говорят эксперты, по мере развития конфликта число аполитичных людей в России также увеличивается.
Телевизор прежде всего
Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» провел несколько опросов о том, из каких источников россияне узнают о событиях на Украине и что думают о полученной информации.
С апреля по август 2014 года россиянам предлагалось выбрать несколько вариантов источников информации. Более 90 процентов стабильно выбирали телевидение (в августе - 93 процента), более 20 - друзей, родных, соседей (в августе - 25 процентов), более 15 - интернет-издания (в августе - 17 процентов), около 10 - соцсети (в августе - 12 процентов), столько же - радио и печатные СМИ (в августе - 11 и 10 процентов, соответственно).
Получается, что по мере развития конфликта информационные привычки россиян практически не менялись. Директор «Левада-Центра» Лев Гудков объясняет это тем, что люди и не стремятся искать альтернативное мнение.
«Украинские и западные каналы смотрят от 1,5 до 3 процентов россиян. Это ничтожная часть населения. Остальные заявляют в наших фокус-группах: «Я так думаю, и мне другого не надо», - рассказал он DW.
Искажений не замечено
Примечательно и то, какие выводы россияне делают из увиденного в СМИ.
В ноябре 2014 года на вопрос «Левада-Центра» о том, ведут ли российские государственные СМИ информационную войну против Украины и искажают происходящее там:
- 64 процента опрошенных ответили, что это не так, картинка объективна
- 14 процентов сказали, что картина искажается, и это плохо.
- 12 согласились с присутствием искажения, однако заявили, что считают это правильным
- 10 процентов затруднились с ответом
Российские телезрители не замечают искажения действительности
Еще в августе 2014 года об объективности картинки, выдаваемой российскими СМИ, говорили всего 54 процента.
«Накапливается эффект воздействия телепропаганды, все больше людей принимают официальную версию и оставляют свои прежние сомнения», - объясняет Лев Гудков.
Впрочем, по его словам, нельзя сказать, что и в интернете можно от этой пропаганды «увернуться».
«Кремль научился пользоваться интернетом, и там происходит то же, что и во всем информационном пространстве», - отмечает глава «Левада-Центра».
По его словам, «пропаганда работает на важных комплексах и травмах массового сознания - комплексе ущемленного самолюбия и имперских амбициях».
Журналист и общественный деятель Ольга Романова высказывает схожую точку зрения.
«Мне кажется, что в плане сумасшествия на почве пропаганды российский народ ничем не отличается от немецкого, например. Немцы же умные, культурные, цивилизованные, а на Геббельса повелись. С русскими произошло то же самое», - заявила она DW.
Кто и как сопротивляется
Тем не менее нельзя говорить о том, что вера в непогрешимость российских СМИ так уж всеобъемлюща.
По опросу центра Левады, 14 процентов россиян осуждают пропаганду в российских СМИ.
По данным Льва Гудкова это две категории граждан - образованные люди, включенные в рыночную экономику, прежде всего, москвичи, а также, напротив, пожилые и малообразованные провинциальные жители, которые считают, что надо заниматься не геополитикой, а социальными проблемами.
«Они недовольны политикой Кремля только по социальным причинам», - говорит Гудков.
Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов считает, что в социологических опросах соглашается участвовать активная часть телеаудитории, поэтому говорить о том, что подавляющее большинство россиян считает материалы телеканалов объективными, нельзя.
«Пропагандистские программы смотрят те люди, которые их готовы смотреть. А те, кто их отвергает или не интересуется политикой, их не смотрит и ищет информацию в других источниках»,- полагает он.
Аполитичность растет?
По мнению Самохвалова, в России сегодня развивается новая тенденция - люди вовсе отказываются от просмотра агитационных материалов и переключаются на художественные фильмы, развлекательные программы.
«Пропаганда и информация о тяжелом экономическом положении в стране перегрузили эфир»,- говорит эксперт.
Отчасти его слова подтверждает предоставленная DW статистика TNS, из которой следует, что пик интереса россиян к теленовостям пришелся на март - август 2014 года.
Уже с сентября он пошел на спад.
Как говорит Алексей Самохвалов, сегодня такого доверия к СМИ, какое наблюдалось в период реформ 90-х годов, уже нет.
«После усиления давления государства на СМИ даже те из них, которые принадлежат частным лицам, стали фактически подконтрольны власти. Чтобы доверие вернулось, необходимы качество и достоверность. А для этого надо снизить участие государства в медиасфере», - заключил эксперт.
Использованная литература: источник