Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова специалист редкий. Цифры говорят о человеке иногда больше, чем слова: у нее около 200 публикаций в самых престижных научных отечественных и зарубежных изданиях.
Именно ее, как клинического психолога и психотерапевта, профессионала, имевшего дело с тяжелейшими пороками и хорошо понимающего глубинные процессы человеческой психики, я попросила посмотреть видео политических ток-шоу ведущих каналов российского телевидения за прошедший год.
И даже ей, знающей все известные способы психологической защиты от массированной манипуляционной атаки, стало не по себе:
Я посмотрела все, что вы мне прислали, но новые передачи смотреть не буду. Это просто пытки какие-то
Почему у нас так много людей, которыми легко манипулировать?
Социальная реальность становится все более сложной, непредсказуемой и пугающей своей неопределенностью. А телевидение еще и нагнетает страхи, умышленно доводя людей до состояния хаоса и паники. В ситуации созданного сильного стресса возможны поломки механизмов рационального мышления.
Люди легко уподобляются толпе, где действуют архаические инстинкты, простейшие эмоции заражения и единообразия. Человеческие и личностные черты при этом смываются.
Люди ждут и жаждут найти тех сильных , кто предложит им порядок и успокоительные грезы. Вспомним горьковского Луку:
Если к правде святой мир дорогу найти не умеет честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!
Сон, навеваемый телевидением, сложно назвать золотым . Достаточно вспомнить растиражированную в июле Первым каналом страшную ложь о распятом в Славянске трехлетнем малыше.
Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечие, тупость своего рода.
По сути, психология манипулятора это психология убийцы. Когда убийц везут на место преступления, они ведь не грохаются в обморок, не обливаются слезами, а спокойно говорят о происшедшем, показывают на специальных куклах, как они душили, насиловали, резали.
Это абсолютная бесчувственность, неспособность воспринимать, понимать, чувствовать, сочувствовать.
Манипулятор, как и убийца, эмоционально дефективен. Вместо ценностного отношения к людям у него к ним глубочайшее презрение.
Я вижу глубочайшее презрение на лицах ведущих передачи Политика Петра Толстого и Александра Гордона. То же выражение у бессменного гостя всех времен и телеканалов Владимира Жириновского.
У каждого свой фирменный стиль манипуляции, но есть среди них и универсалы, чей внешний облик, манера держать себя, отшлифованные интонации и жесты привлекают внимание, как блеск металлического молоточка в руках старинного гипнотизера
Но если уж вы заговорили о передаче Петра Толстого, то я обращу внимание на одну технологию, которая им успешно использовалась в одной из программ, подмена смыслов, вкладывание своих интерпретаций в слова оппонента.
Для этого в сценарии ток-шоу надо просто запланировать присутствие какого-нибудь иностранца. Здесь есть успокаивающий посыл: смотрите, мы толерантны, мы демократическая страна !
А вот затем потенциального оппонента можно мягко убрать : например, представитель Германии плохо говорит по-русски. Мало понятно, что он хочет сказать, он с трудом подбирает слова, и Петр Толстой, будто бы очень сердобольно, подстраиваясь , приходит ему на помощь, зеркалит и читает его мысли. При этом вкладывает в его ответ нужные слова и суждения, которых тот не высказал, да и, возможно, не имел их в виду, потому что не понял суть очень быстрой речи ведущего.
Толстой пользуется здесь известным психологическим приемом внушения или программирования : Вы ведь хотели сказать или На самом деле вы имеете в виду
И все это говорится мягко, любезно, так что собеседник в растерянности вынужден согласиться
Маска презрения и скуки скорее к лицу соведущему Толстого, Александру Гордону.
Это идейный антиамериканист к тому же, на мой взгляд, еще и мизантроп, озлобленный на весь мир. Его метод психологического убийства сарказм, априорно обесценивающий отношение к человеку.
Это легко может сбить с толку тактичного и чувствительного гостя студии, превратить его в глазах телезрителей в невнятно лепечущего лузера .
Почему в их передачах всегда Жириновский?
Или, скажем так, условный Жириновский , потому что людей, копирующих его манеру поведения, на всех каналах стало слишком много.
Он признанный мастер эпатажа, скандала по любому поводу. Но, конечно, его любимые темы имперскость России , назад в СССР , вооружение, мобилизация, война, чрезвычайка .
Фразы он строит намеренно просто и всегда в утвердительной манере, они звучат как лозунги, как призывы к немедленному действию.
Это типичный манипулятивный прием наводнения аффектом , рассчитанный на эмоционального и импульсивного человека.
Я бы обратила внимание и на невербальные приемы косвенного внушения: выразительная мимика и владение позой, специфические и динамически меняющиеся интонации голоса, узурпация пространства и времени дискуссии. Демонстрируется непоколебимость и апломб, что привлекательно для поклонников сильной руки .
Подчеркну, что мы сейчас говорим о Жириновском условном, скорее о феномене, чем о реальном человеке: этика клинического психолога запрещает использование диагностических категорий вне строго определенной профессиональной ситуации.
Есть абсолютно жириновская аудитория, ее мягкими, убаюкивающими и журчащими речами а-ля Петр Толстой не возьмешь. И здесь вступает большая артиллерия , агрессивное вторжение, способное психологически убить, отключить , и вот человек уже готов для потребления любых взглядов.
Здесь есть аналогия и с наведением гипнотического состояния, или, как сейчас говорят психологи, измененного сознания. Гипноз запрещен в практике не врачебного применения, но есть разные не медицинские модели наведение транса.
Эффект отключения разума может возникнуть от резко экспрессивной речи, неожиданной яркой и эмоциональной ассоциации говорящего, многократных повторений типа мантры, которые вызывают ощущение вколачивания невыразимого восторга и ужаса .
Возникает образ бесноватого. Помните, в драме Борис Годунов юродивого на паперти?
Считалось, что он-то и глаголет истину . Может быть, эта ассоциация ложится на один из таких мифических архетипов народа:
Слушайте, слушайте, он правду говорит! .
Он может идти на нас с ломом, но именно ему надо верить. Это один из самых нижних архетипов бессознательной агрессии, требующей немедленной разрядки, прямого действия:
Под ружье! На войну! .
В одном из ток-шоу Жириновский буквально кричит:
Меркель создает Третий рейх, немецкий рейх будет господствовать!.. Мы должны объявить частичную мобилизацию! .
Весь смысловой ряд пульсирует напряжением и тревогой: всё, конец, дальше война.
А во время войны все при деле, все управляемы, ведут себя идеально по отношению к властям.
Единственное созидание, которое способно нас сплотить и мотивировать, это созидание во имя войны. Оксюморон; по сути война и созидание.
Это очень раннее, примитивное состояние сознания. И манипуляция как раз призвана разбить целостность и мудрость нашего жития, распылить смыслы, мгновенно опустить нас на этот нижний инфантильный уровень мировосприятия.
В слабости, в неуверенности, в неудовлетворенности люди жаждут идентификации с чрезвычайным, героическим, идеальным и через слияние с ним компенсируют свои комплексы и травмы, свои унижения. А тот, кто не с ними, тот против них, враг , нацпредатель
Вот цель муссирования темы войны в политических ток-шоу сплочение своих и поляризация чужих .
Это подготовка общественного сознания к оттеснению инакомыслящих, к окончательному разрыву с интеллигенцией, с идеями европейского пути России.
Возможно ли перечислить все манипуляции?
Нет, полного каталога средств манипуляций в мире не существует: их неисчислимое количество.
Например, бесстыдное восхваление кого-то, лакировка действительности и подмена многогранной реальности картинкой пазитива тоже манипуляция.
Как и попытка разбить всеми доступными средствами, обесценить, морально уничтожить оппонента.
Непревзойденный мастер этих изворотливых технологий Владимир Соловьев. В его передачах издевки, заговаривание, дискредитация, унижение, приписывание человеку не существующих качеств льются как из рога изобилия.
Это театр манипулятора, в котором сценография, безусловно, есть. Соловьев нарочито демонстрирует равное внимание всем приглашенным, но между переходами от одной стороны к другой вскользь бросает фразы, которые буквально размазывают человека, его репутацию.
Гость становится как бы меньше, скукоживается.
И в этом я вижу посыл телезрителям: вы разделяете точку зрения лузера?
Во владении этими сильнейшими средствами манипуляций презрение, унижение, дискредитация телеканал НТВ, с моей точки зрения, вполне может занять призовое место .
Апофеоз этого направления скандальная передача 13 друзей хунты . Там, например, звучит закадровый текст:
В то время как с первыми аккордами гитары Макаревича
Здесь не нужно даже трудиться, искать специальные технологии, авторы этого шедевра просто взяли все, что было наработано советской пропагандой:
В то время, как весь советский народ эти враги
Но как они это использовали?
Вот в кадре раздаются первые аккорды гитары, а следующим кадром идут взрывы, порушенные дома Донецка и Луганска, трупы.
Всё!
Образ любимого когда-то Макаревича демонизирован до абсолютного зла, всякое положительное отношение к нему должно быть таким приемом уничтожено. То же самое с Дианой Арбениной.
Как вычленить манипуляцию?
Это когда говорят быстро нет пауз. Там, где нет пауз, нет места для размышления. Речь идет сплошным потоком, истерически-пафосная, с многократно повторяющейся человеконенавистнической лексикой, она топит вас в эмоциях отчаяния, страха и агрессии .
Вы целиком и полностью во власти говорящего.
Это в принципе военные стратегии: вы не должны размышлять, вы слышите команду Пли! и где-то в социальных сетях уже расстреливаете того, на кого вам указали.
Это самая сильная манипуляция. Она хорошо дается людям с некрофильским характером.
Например, у Дмитрия Киселева практически все предположения построены на страсти к разрушению. Когда он и другие телеманипуляторы дают волю агрессии, они будто излучают удовольствие, хотя речь идет о страшных вещах.
Использованная литература: источник