Один мой друг объяснял мне в свое время разницу между вынужденным и добровольным, как её видели средневековые католики.
"Традиционный ответ католический таков:
Если у меня есть возможность заработать себе и своей семье на жизнь иначе, а я работаю на преступника - это грех.
Если то, что я делаю, само по себе - не грех, и при этом я лишен возможности создать условия существования для себя и семьи не обслуживая преступника - это допустимо.
Отказ это делать, при котором я нанесу ущерб своей жизни или жизни семьи - это уже героизм, который оценивается как дело хорошее, но не является императивным требованием.
Т.е. вынужденный коллаборационизм - под угрозой, страхом, или при отсутствии нормальных альтернатив для обеспечения себя и близких - это не грех. Хотя и не нечто похвальное.
При объявлении отлучения с еретиками нельзя было иметь дело, в т.ч. продавать им или покупать у них, под страхом отлучения.
Однако, если у меня не было возможности иной обеспечить жизнь себе и семье - это извинялось.
Вот скажем - я программист.
У меня нет заказов и я голодный.
И семья голодная.
Ко мне приходят и заказывают сайт, который явно будет порнопорталом.
Насколько допустимо согласиться взять такой заказ?
Католический ответ таков: если у меня нет иной возможности поддержать себя (не обогатиться!) и если я знаю, что, не возьми я этот заказ, его точно возьмет другой и это все равно будет сделано - то я не совершу греха, взявшись за эту работу. Но именно при этих условиях.
Т.е. если я - единственный программист, или у меня есть другие заказы, из которых можно выбрать - то нельзя".
Использованная литература: источник