Россияне органически неспособны к коллективизму

29 января, 14:11
Читаю работу д.и.н. Евгения Кодина, как спецслужбы США в начале 1950-х организовывали работу российской политэмиграции в «Американском комитете освобождения от большевизма» («Вестник СПбГУ», №3, 2019).

Основу организации составили нацистские коллаборанты, осевшие в Западной Германии (общее их число оценивалось в 250 тыс. человек).

Американцы сразу столкнулись с грызнёй в стане политэмиграции (сейчас их назвали бы «срачи»). Друг с другом грызлись русские, но больше всего нацобъединения украинцев, прибалтов, кавказцев, тюрков и т.п. – с русскими, которых они считали колониалистами. Представители белогвардейских организаций отказывались работать и с теми, и с другими, считая их всех «уже испорченными большевизмом». ЦРУ пришлось приложить максимум усилий, чтобы удержать белогвардейцев в антибольшевистском Комитете. В итоге американцам пришлось работать с каждой группой по отдельности, потому что, как считали ЦРУшники «россияне органически неспособны к коллективизму».

Единственное же что объединяло эти разношерстные группы эмиграции, как быстро выяснили американцы, это воровство их грантов. Роберт Келли, который курировал от ЦРУ российских политэмиргрантов (Келли – работник военной разведки в 1920-е в Восточной Европе, в 1937-1945 американский консул в столице Турции в Анкаре) писал:

«Из полезного инструмента помощи и влияния финансовая помощь в ряде случаев превратилась в фонд подкупа, который разъедал и разлагал лидеров эмиграции. Была масса примеров, когда на американские деньги старая эмиграция пила шампанское, молодые же эмигранты покупали себе пальто из верблюжьей шерсти и новые портфели. Когда Комитет предпринял попытку получить отчёт о расходах выделенных средств, то лишь немногие из руководителей эмигрантских организаций, уже привыкшие к американским деньгам, смогли представить должные отчёты».