Россию хотят перестроить по образу Ирана

26 января 2022, 18:14
Право-консервативная часть начальства и её обслуга (геополитические сказочники) идеалом для России видят Иран.

Хотят союза с этой страной-изгоем, хотят импортировать оттуда управленческие технологии (аятоллы, опричнина в виде Корпуса стражей исламской революции), а также на примере Ирана призывают пролов не бояться санкций Запада, дескать, Иран вон живёт, и мы проживём в «осаждённой крепости». Экономист Яков Миркин собрал некоторые параметры жизни Ирана при уже долгих санкциях Запада:

«В 2006-2012 годах шаг за шагом усиливались запреты на поставки нефти из Ирана, на инвестиции в Иран, на торговлю с ним, на его доступ к западным технологиям. В 2012 г. они достигли максимума. С 2015 г. санкции начали отменяться, но с 2018 г. вновь возобновлены США. С 2012 г. заморожены иранские активы, в т. ч. деньги центрального банка Ирана, коммерческих банков, недвижимость. Взяты в «плен» личные активы тех иранцев и компаний, которые находятся под санкциями. Сумма блокированных (не только в США) активов - до 85 млрд долл., из них доступны не больше 10 млрд. Большинство санкций стали международными или экстерриториальными (со стороны США).

Что же происходит, когда страну отрезают от поставок нефти, которыми она живёт, от ее собственных и чужих денег (международные финансы), от технологий и закупок нового оборудования? Что, если ее валюта становится неконвертируемой? 
Первый ответ – стагнация. В 2020 г. ВВП Ирана по паритету покупательной способности к 2010 г. упал на 12,7%.
Резко сжались добыча нефти и объемы экспорта: в 2020 г. до 78% от уровня 2010 г.

Гиперинфляция, почти каждый год – 2-значный рост цен, до 40 с лишним процентов в особо щедрые на санкции годы. В 2020 году розничные цены в Иране в 7 раз превышали уровень 2011 года. В 2011 году официальный курс был 11 тысяч иранских риалов за 1 доллар США. В 2021 году – 42,2 тыс. Процентные ставки – всегда двузначные. В 2014 году (расцвет санкций) капитализация рынка акций рухнула в 3 раза.

Вокруг санкций строится масса обходных конструкций. Есть свои внутренние платёжные карточки (аналог нашего «Мира») и своя расчётная система. Есть платежная система с ЕС в обход СВИФТ, есть клиринг и расчеты в валютах стран, с которыми торгует Иран. Есть исключения из санкций, признаваемые США. И есть знаменитая «хавала», нелегальная система расчетов и клиринга на доверии, дающая возможность получать деньги из Ирана за рубежом и направлять деньги в Иран.

Так как же живётся под самым полным объемом санкций? Ответ – видно, что можно существовать и отрезанным ломтём, все более – менее сыты. Экономического чуда не предвидится, в финансах – вечные потрясения, мало инвестиций, «развитой страной» не станешь, многолетняя стагнация. Под санкциями страну неизбежно пригоняет к берегу Китая. Она врастает в развивающийся восток. Растёт разрыв в технологиях, они приходят «по остатку», с ростом благосостояния населения – дела не очень».