Русский пытай русского

Увидел, как в ленте обсуждают какого-то дуралея из рунатов, который заявил нечто вроде "мы воюем за то, чтобы только русские могли пытать русских".

Это как раз то, что я имею в виду, когда говорю, что рунатам стоит давать площадку для высказывания - никто так не сформулирует суть происходящего пиздеца, как его сторонники, проболтавшись по глупости. Что у власти только на уме, то у этих, бесхитростных, сразу на языке.

В контексте деколонизации нынче модно обсуждать как русские кошмарили всякие малые народы империи. Оно, конечно, так и было. Однако гораздо чаще русские занимались тем, что кошмарили друг друга. Но здесь возникает трудность. Пытаясь сформулировать суть системы, появляется искушение прийти к популистским формулам вроде "дворяне угнетали русских" или там "чекисты угнетали русских". Трудность в том, что такие утверждения логически несостоятельны. В дихотомии, где есть "национальность А" должна быть "национальность Б". Нельзя сравнивать теплое с мягким, нельзя противопоставлять национальности сословия или организации. Дворяне могут угнетать крестьян, чекисты подавлять оппозицию. Но если противопоставление включает "русских", то угнетать их должны какие-то "инородцы". Концепция описания российской власти, как засилья инородцев, привлекательная, но не проходит проверку фактами. Что в Российской империи, что в СССР элиты по большей части состояли из этнических русских (если смотреть в пропорции от состава населения, то русские были "перепредставлены" в элитах и там, и там). Поэтому, несмотря на несколько ярких примеров, теория инородной власти в России не соответствует действительности. Все сами, сами.

Поэтому "историческая Россия" (включая СССР, а чем он не исторический теперь?) именно что хорошо описывается формулой "русские пытают русских". И система эта довольно устойчива. Не в последнюю очередь потому, что элиты никогда полностью не замыкались. Определенная замкнутость, конечно, была, но для смелых, сильных, умелый всегда оставался вход. В Империи был Табель о рангах - продвинулся, и вот уже ты сам можешь владеть русскими рабами. В СССР тоже можно было взлететь по партийной или КГБ-шной линии. В РФ так же. Приводит это к тому, что многие талантливые и упорные из низов предпочитают лифт протесту, а в элитах происходит ротация, достаточная для того, чтобы они не осознавали своих интересов и не выступали вместе против верховной власти.

Эта ситуация, когда правовой разлом протекает в рамках одного этноса - она на самом деле нормальна. Так сейчас в большей части мира, так было во многих западных странах в донациональную эпоху. Но штука в том, что именно с таким традиционным порядком вещей и боролся национализм. Национализм начинался с биллей о правах и деклараций прав гражданина т.е. буквально с политических деклараций типа "американцы не пытают американцев", "французы не пытают французов". Затем ценности гражданского национализма могли нести на штыках в соседние страны или проводить "ирреденту". Но начиналось все с внутренних трансформаций. Вести ирреденту без этих трансформаций - это никакая не ирредента, не национализм, а абсурд, телега стоящая впереди лошади.

Поэтому все происходящее ныне с Россией к национализму никакого отношения не имеет. Наоборот, это битва за то, чтобы не пустить русских в национальную эпоху и политический модерн, оставив во власти традиционных иерархий. Куда правильнее было бы называть это "антипросвещением" или "неореакцией". И, надо сказать, Егор Просвирнин незадолго до смерти дошел до этой нехитрой мысли, перестал называть себя националистом и записался в "неореакционеры" (с культом РИ и Табелем о рангах на блокчейне). Но рунаты не оценили сумрачный гений своего покойного гуру и по инерции продолжают лопотать про "ирреденту" и "русскую нацию".