Борис Стругацкий, один из величайших писателей-шестидесятников. Но если быть до конца точным писателей-двадцатников.
Творчество Бориса и его брата Аркадия это отсыл к прогрессизму 1920-х, и даже троцкизму.
В нынешнем мире ему было неуютно, он творчески угасал.
Борис оставил несколько прогнозов в отношении будущего России с вэлфером и застоем.
Семейство Стругацких вообще всегда жило не в своём мире.
Отец Натан Залманович Стругацкий, поначалу бундовец, затем меньшевик, после Революции большевик, комиссар: брошен партией сначала на хозяйство , а в 1937-м исключён из партии и фактически сослан доживать в музей.
Всегда приходилось приспосабливаться под обстоятельства, что его сильно угнетало и в конце концов привело к преждевременной смерти от гриппа в 1942-м.
Мать Александра Ивановна Литвинчёва, из зажиточных малороссийских крестьян, подавала большие надежды, как филолог, но вынуждена была ограничиться ролью школьной учительницы.
Старший брат Аркадий хотел быть астрономом, а стал военным переводчиком.
Младший, Борис, мечтал быть физиком-ядерщиком, а стал астрономом.
Государство всегда решало за них, кем им быть.
Но писателями быть не запретило.
Писательство для них стало отдушиной, утопией.
И в писательстве они отыгрывались за нереализованные мечты свои и социума.
Их творчество в доперестроечную пору называли мечтой о социализме с человеческим лицом .
Но это слишком широкое понятие, Борис Стругацкий, когда разрешили говорить открыто, сужал его до узкой полоски российской истории 1920-х годов, которое казалось ему идеалом.
Есть в СССР и в России одна особенность: как только человек начинает мечтать о социализме для человека , вторым шагом он впадает в троцкизм.
Пожалуй, духовным отцом братьев Стругацких можно назвать Андрея Платонова, тоже левого уклониста и утописта .
Но лично Борис Стругацкий вынужден был играть не свою роль не только в большом социуме, но и в своём малом.
В одном из интервью он признавался, что в их романах всегда есть патриархальная система взаимоотношений между старшим и опекаемым младшим.
И этот уклад был воспринят не только от левого уклона, но и от семьи.
Был царь, бог, командир, полководец, орёл, великий и могучий утёс Аркадий. И был маленький, преданный, готовый и согласный на всё ради старшего, покорный, никогда не бунтующий младший брат Борис. Младший брат звал старшего Аркашенька , старший брат звал младшего Барбос , признавался Борис Стругацкий.
Позже, в мире реформирующейся России Борису было неуютно существовать не только потому, что его обманули с эпохой, но и без собственного Прогрессора Аркадия.
О своей скорой смерти Борис Натанович Стругацкий в последние годы говорил не раз и, как убеждённый атеист, мрачно предрекал:
Навсегда, значит пока жив. Потом не будет ничего. Совсем ничего. Увы .
Бориса Стругацкого очень часто спрашивали, что он думает о будущем.
Человеку, создававшему Утопии в книгах, всегда было неловко отвечать на этот вопрос.
Словно он боялся спугнуть произнесённым конструируемую им реальную Утопию.
Но иногда давал волю что-то предсказать.
Год от года его прогнозы становились мрачнее и туманнее. Было видно, что он разочаровался в человечеству.
Будь его воля, он бы сдал такое человечество в музей
Вот его видение будущего в журнале Огонёк , №52 за 1989 год.
Наверное, выскажу мысль еретическую. Но я совсем не уверен, что культура преобразует общество.
Общество преобразуют производительные силы .
Здесь я выступаю как самый заскорузлый марксист.
Другой движущей силы я в обществе не вижу.
Культура ну что ж Это один из элементов общественной жизни.
Важный элемент. Может быть, самый ценный. Но не преобразующий, а, скорее, преобразующийся вместе с обществом.
Здравый смысл достижим и без культуры. Можно накормить народ, одеть народ, образовать народ, всё это уже осуществлено во многих странах.
Хотя нынче мы от коммунизма дальше, чем кто-либо. Потому что коммунизм это квинтэссенция нормального бытия.
Проповедь национальной розни, которую ведут сейчас, к ужасу моему, некоторые деятели культуры, тем опаснее, чем авторитетнее, масштабнее фигуры этих писателей, художников; чем ценнее и существеннее их вклад в искусство и культуру. Реакционные идеи лучших национальных художников страшнее, чем давление власти.
Власть можно сменить .
А это его интервью состоялось на радио Свобода в конце 2009 года.
Тут он мрачнее, и больше ничего не хочет ни от власти, ни от народа.
Пусть всё идёт своим чередом, для России это привычное существование:
Все социальные проблемы в какой-то степени отодвинулись на второй план.
На улицах не стреляют и большое вам за это спасибо!
Не меняется руководство каждые две недели и большое вам за это спасибо!
Не ссоримся мы ни с кем по-серьёзному, по-настоящему, с большой опасностью войны и большое вам за это спасибо!
У меня такое ощущение от того, что я слышу, читаю, вижу: неохота никому бузить.
Всегда есть, конечно, какие-то мелкие группировки, но они составляют лишь малую часть населения, никакой существенной роли не играют и легко подавляются ОМОНом.
А широкие массы настроены миролюбиво и пассивно.
Каждый устраивает собственное гнездышко, как может.
И источник всех социальных недовольств там, где государство еще не сумело обеспечить людей самым необходимым.
Не тем, что соответствует уровню технологий, уровню XXI века нет, Господь с ним самое необходимое ещё не обеспечено!
А это, мне кажется, реальная задача.
Она может быть решена даже нами, даже с нашим уровнем бюрократизации, с нашим уровнем коррупции.
Такое вот развитие событий не противоречит никаким намерениям и целям элит, поэтому элиты сопротивляться не будут.
Наоборот, они будут всячески подстегивать этот, скажем так, маленький прогресс, прогресс для тех, кому совсем плохо.
А остальные будут выживать по мере сил и возможностей, удовлетворяясь тем, что у них есть.
Мы въехали в застой , если говорить привычными словами.
Россия попыталась выйти на путь демократии .
Путь демократии это всегда путь бурного социального и экономического развития.
На этом пути ей оказалось неуютно, она быстренько вернулась в тоталитаризм или, как минимум, в авторитаризм.
А авторитаризм это тупик, это застой.
И вот мы снова в застое .
В 2011-м Борис Стругацкий говорит всё о том же о беге России по кругу, о её возвращении в своё органическое существование полуфеодализм.
Мне кажется иногда, что Путин хотел бы построить Россию 1913 года .
И ему это, пожалуй, удалось.
Если отвлечься от ужасающей зажатости и несвободы наших олигархов и среднего класса, то очень похоже.
Страна и не думала ошибаться с выбором .
Страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в совок .
Как известно, всякая деформация остаточна, поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее распрощаться с феодализмом .
В 2012-м Борис Стругацкий впервые, начиная с конца 1980-х, когда он ещё надеялся на скорый приход социализма с человеческим лицом , произносит слово вэлфер .
Он понимает, что идея социальной справедливости главная для большинства человечества, а энергичное меньшинство может позаботиться о себе само.
Да, энергичным в таком мире существовать неприятно.
Но это единственная возможность вообще сохраниться этому меньшинству физически.
Фактически откупиться от большинства, чтобы жить самому:
И вот торжество Закона Халявы состоялось .
Ещё, конечно, остаются страны и народы, добывающие хлеб свой в поте лица своего , миллиарды всё еще пребывают в этом первобытном состоянии, но без малого треть мира уже может кормить тех, кто задержался в прошлом, кормить пока ещё скромно, но уже бесплатно.
Процесс пошёл, и пошли рушиться старозаветные принципы, век назад ещё казавшиеся нерушимыми: кто не работает, тот не ест , живи своим трудом, а не чужим добром , век живи век трудись .
Еще чего?
Зачем?
Пусть трактор работает, он железный Дал Бог работу, да отнял чёрт охоту
И выясняется вдруг, что проще дать им всем какой ни на есть жратвы, каких ни на есть развлечений, чем искать им рабочие места, делать их образованными и вообще человекоподобными.
Проще. Бесхлопотнее. И в конечном итоге дешевле.
И можно заняться более перспективными делами.
Закон Халявы следовало бы переформулировать так: возможный максимум потребления при полном отсутствии усилий для его получения .
Это смотрится, как социальный тупик: миллиарды людей утрачивают необходимость трудиться, жизнь их теряет смысл и цель, и чудовищный груз Прогресса ложится на плечи подавляющего меньшинства: это либо Потребители Высокого Уровня, либо люди нового типа, для которых сам труд становится источником наслаждения и радости .
Использованная литература: источник