Труда растет, но работу ищет все меньше соискателей - в чем проблема?

5 сентября 2021, 20:00
В США товарищи пролетарии, получив пособие от властей, больше не хотят трудиться за гроши продавцами и официантами, и дефицит занятости растет - а это миллионы рабочих мест.

Американцы массово посылают к черту свою работу. В апреле 2021 году уволились около 4 млн. человек, в мае - 3,6 млн. и еще 3,9 млн. в июне. При этом рынок труда растет рекордными темпами: в июне было открыто более 10 млн. новых вакансий. Всего новую работу ищут примерно 8,7 млн. американцев.

Почему же они уходят?

 ●‎ Низкие зарплаты. В среднем по США оплата труда выросла на 1,5%, но те, кто решили сменить работу, могли претендовать на прибавку в 5,8%, а если уходили в крупные фирмы - то на 7%;

 ●‎ Плохие условия труда и выгорание. Те, кто не могли уйти на удаленку, трудясь под угрозой заболевания (и кого с таким пафосом называли "жизненно необходимыми работниками") столкнулись со стагнирующими (или даже падающими с поправкой на инфляцию) зарплатами, растущей нагрузкой и ухудшением условий труда. По данным одного опроса, 61% работников чувствуют выгорание на работе, согласному другому - более двух третей.

Увы, трудящиеся такие противостояния выиграть не могут, и история инноваций тому дает много доказательств. 

Автоматические лифты разработали еще в 1900-х годах, но до середины XX века считалось, что они для грузов, а публика боялась лифтов. Лифтом должен был управлять опытный оператор, который определял на основе большого опыта, когда ускоряться, когда тормозить, следил, чтоб люди не пытались вскочить в лифт на бегу и выскочить до полной остановки. Летом 1945 года, когда еще не закончилась война на Дальнем Востоке, а в Европе только переставали стрелять, в Нью-Йорке забастовал профсоюз лифтеров. Все лифты остановились, и с ними - деловая жизнь. Городская экономика терпела миллионы убытков каждый день - еще в тех деньгах, когда средняя месячная зарплата составляла 200 долларов. Лифты были готовы к работе, но никто из публики не решался подойти к ручке управления. Караул! А вдруг? Нельзя! Лифтеры добились своего, с ними договорились, и еще несколько лет они наслаждались плодами победы... пока в начале 1950-х OTIS и другие изготовители лифтов не стали выпускать лифты с кнопками этажей и телефоном связи с диспетчером на всякий случай. Конечно, сперва их доверили нажимать только профессионалам из профсоюза лифтеров. Но прошло лет десять, и лифтеры остались только в дорогих домах и пафосных офисах, как и швейцары - лишь маркеры роскоши и стиля. А все здания был переоснащены автоматическими лифтами, в которых стала ездить потерявшая страх перед хитрыми механизмами публика, без всякой посторонней помощи нажимая на кнопки. 

А несколько лет спустя, в том же Нью-Йорке забастовал союз пекарей бейглов Local 338. К этом времени Нью-Йорк уже прочно подсел на завтрак сандвичем из порезанного солодового бублика со сливочной намазкой и ломтиком копченого лосося. Каждое утро жители города съедали примерно 200 000 бейглов. Эту еду привезли с собой евреи-ашкенази из Польши и Украины, и они же составили профсоюз Local 338. Рецепты теста были секретнее, чем в средневековых гильдиях, а посторонних в союз просто не впускали: места в нем по уставу переходили от отца к сыну, а собрания до 1930-х проходили на идише. Булочники были исключительно мужчинами: одни руками месили тесто и лепили бейглы, другие ошпаривали их кипятком и пекли в печах. Зимой 1951 года пекари захотели увеличения отпусков с 2 до 3 недель и повышения ставок. Владельцы пекарен было воспротивились... и два месяца на весь Нью-Йорк работали только две пекарни из 32. Рухнули вдвое и продажи копченой лососины. Пекари добились чего хотели, и в 1950-х бастовали еще несколько раз, не так долго и еще успешнее... А в 1962 году канадец Дан Томсон сделал машину для изготовления бейглов. Машинные бейглы выходили диаметром побольше, чем ручные, но машина не бастовала, а новинка Нью-Йорку и за ним Америке понравилась. Думаю, вы понимаете, что бейглы ручной работы в Нью-Йорке сейчас премиальный и редкий товар вроде крафтового пива. А в дели Нью-Йорка и супермаркетах Америки лежат бейглы машинной работы. 

И конфликт наших дней приведет к тому, что трудящиеся выиграют битву, но проиграют войну. Я говорю это совершенно уверенно, потому что я руковожу магистерской программой Физтеха по прикладному искусственному интеллекту, и готовлю именно тех мастеров, которые создадут замену рабочим и служащим недалекого будущего. 

Помяните мое слово, через два поколения только один из 75 людей будет работать. Остальным в богатых странах будут платить базовый доход, чтоб они даже не пытались работать. А что будет в бедных и небогатых - не знаю. Но ни меня, ни моих учеников это не остановит. Человек будет свободен от труда. Ладонью не остановить реку.