Оба загодя объявили готовящиеся статьи «заказными атаками» и отказались от диалога.
Но если материалы ещё не вышли, а расследования не были завершены, почему же реакция столь эмоциональна? Может, журналисты всё же задели за живое?
Буря в Кремниевой долине: кто и почему разозлился на СМИ?
Первым дал сигнал тревоги Джо Лонсдейл — сооснователь Palantir и глава венчурного фонда 8VC, который активно инвестирует в оборонные технологии США. Лонсдейл предсказал «грядущий удар» по его репутации и в длинном посте на платформе X (бывший Twitter) заблаговременно объяснил, что, во-первых, он не финансирует террористов, во-вторых, ненавидит Путина, а в-третьих, не видит проблемы в том, что в его компании работают дети российских олигархов, находящихся под санкциями.
Поводом для возмущения стало расследование Forbes, которое якобы «искало сенсацию» в присутствии Дениса Авена и Джека Мошковича в инвестиционной команде 8VC. Их отцы — миллиардеры Пётр Авен и Вадим Мошкович — находятся под санкциями ЕС, Великобритании и ряда других стран за предполагаемые связи с Кремлём. Хотя Forbes не утверждал, что 8VC получал от них деньги, сам факт таких связей вызывает вопросы, особенно когда речь идёт о фонде, работающем в сфере военных технологий.
Бен Хоровиц, сооснователь фонда Andreessen Horowitz, выбрал ту же тактику. Узнав, что журналисты изучают его недавнее сближение с Дональдом Трампом, он поспешил объявить статью сфабрикованной атакой со стороны конкурента — миллиардера Майкла Моритца, владельца издания San Francisco Standard. Более того, он обвинил журналистов в расизме за попытку «напасть» на его жену Фелисию (которая, по данным расследования, изменила свою политическую позицию и начала поддерживать крайне правые движения).
Классическая журналистика против паранойи миллиардера
По словам обозревателя The Nation Джейкоба Сильвермана, вся эта ситуация демонстрирует, насколько техно-элита Кремниевой долины не понимает — или делает вид, что не понимает — как работают СМИ.
Журналисты не могут писать серьёзные материалы, не запрашивая комментарии у их фигурантов. Если репортёры изучают чьи-то политические пожертвования, деловые связи или участие в лоббистских кампаниях, они обязаны задать вопросы. Иногда, после проверки фактов, статья вообще может не выйти, если информации окажется недостаточно.
Но Лонсдейл и Хоровиц выбрали иную стратегию: вместо того чтобы ответить на запросы и попытаться объясниться, они заранее подняли шум, назвали всё «охотой на ведьм» и запустили волну поддержки среди других миллиардеров, которые тут же начали говорить о «либеральном заговоре» против бизнеса.
Вопрос: если им действительно нечего скрывать, зачем столько эмоций?
"Удар на опережение" или страх разоблачения?
Подобная агрессивная реакция на журналистские запросы может означать две вещи:
- Или бизнесмены искренне не понимают, как работают СМИ, и живут в пузыре, где любую критику воспринимают как покушение на их репутацию.
- Или в публикациях действительно могли быть неудобные факты, которые они хотели бы предотвратить, запугав журналистов и дискредитировав их работу заранее.
История с 8VC особенно показательна. Формально в вопросах Forbes не было обвинений — журналисты лишь изучали потенциальные риски. Однако Лонсдейл так резко отреагировал на расследование, что теперь вполне логично предположить: может, риски всё же реальны?
То же самое касается и Хоровица: изменение его политических взглядов и финансовые потоки к кампаниям Трампа — совершенно законная тема для обсуждения. Однако вместо диалога он предпочёл назвать критику «фейками» и переключить внимание на конкурента, который, по его словам, стоит за этим «комплотом».
Урок для СМИ и общества
Современные техно-магнаты всё чаще демонстрируют непонимание роли свободной прессы. Они привыкли к безусловному восхищению со стороны СМИ, а любая критика кажется им заговором против «инноваторов и строителей будущего». Однако журналистика — это не пиар-агентство, и общество имеет право знать, как ведут себя люди, формирующие политику и технологии завтрашнего дня.
Вместо попыток запугивать журналистов, Лонсдейлу и Хоровицу следовало бы ответить на вопросы. А их предвосхищающая агрессия лишь даёт основания полагать, что подозрения в их адрес не так уж беспочвенны.
Использованная литература: источник