Теперь о том, как обстоит дело со спутниками оптической разведки - хорошая обзорная статья Барта Хендрикса "Upgrading Russia’s fleet of optical reconnaissance satellites" ("Обновление русской группировки спутников оптической разведки") от ноября 2020 года.
Краткая выжимка по фактологии.
1. До 2015 года основной парк спутников оптической разведки Минобороны представляли короткоживущие аппараты типа "Зенит" и им подобные, которые отснятые пленки сбрасывали на землю. Кое-кто из них еще в строю. Говорить про скорость получения и обработки данных тут бесполезно. США перешли на цифровую передачу данных через ретрансляторы еще в 70-е годы прошлого века.
2. В 2013 и 2015 годах РФ с помощью европейских друзей осилила два спутника оптической разведки третьего поколения "Персона" и вывела их на орбиту. Был еще третий, но он сдох в космосе. Свой ресурс они выработали, но вроде как пока ещё не падают с орбиты и находятся в строю. Данные они пересылают по радиоканалу через спутники-ретрансляторы "Гарпун" (хз какой у них срок работы).
3. Качество оптики на "Персоне" и малых российских спутниках серии "Разбег", коими частично хотят заменить "Персону", вроде бы как приближается (!) к американской оптике полувековой давности. У пары старых аппаратов "Барс" (плёнка сбрасывается) - вовсе не приближается :).
4. У РФ нет спутников для получения радиолокационных изображений (ни гражданских, ни военных), способных видеть сквозь облачный покров и проводить наблюдения в ночное время.
Резюме: РФ попросту мало что видит с орбиты. С другой стороны, зачем ей это, ведь для вывоза древесины, угля или удобрений это совершенно не нужно и даже излишне.
Вот и весь консерватизм, которого желает начальство России. Очень похоже на время последних лет царствования Николая I. Когда царизм на полном серьёзе хотел запретить университеты в России, а железные дороги воспринимались им как крамола.
Даже сама госкомпания РЖД на своём сайте описывает этот настрой николаевского начальства против железных дорог:
«Николай I в это время был противником железных дорог. И, как обычно бывает при авторитарных режимах, элита тоже была против. Так, она старалась показать, что полностью разделяет взгляды и убеждения первого лица. Учуяв настроение царя (который, заметим, не любил новшеств, а ценил стабильность), его окружение стало активно высказываться против нового вида транспорта.
Генерал-лейтенант корпуса инженеров путей сообщения Дестрем тоже выступил против возможности строительства железных дорог…. После выступления Дестрема инженерам и специалистам, работающим в ведомстве путей сообщения, было категорически запрещено писать и выступать в защиту развития железных дорог в России».
Чего же опасались элиты? Как было сказано в вердикте кабинета министров, железная дорога «занесет в Россию вредный дух иностранный».
Граф К.Ф.Толь говорил, что железные дороги «могут поколебать сами вековые устои России», поскольку они «есть самое демократическое учреждение, какое только можно было придумать для преобразования государства». Министр финансов граф Е.Ф.Канкрин писал, что железные дороги уничтожат «столь необходимую общественную иерархию», поскольку новый вид транспорта приведет «к равенству сословий, так как и сановник и простак, барин и мужик поедут, сидя рядом в вагоне, в одном посаде». Петербургский управляющий конторой уральских промышленников Демидовых Ф. Вейер вспоминал, что «каждый раз, когда ставится вопрос о железных дорогах, император проявляет своего рода неприязнь».
(кстати, обратите внимание на сплошные иностранные, преимущественно немецкие фамилии при дворе «Романовых»-Гогенцлоллернов).
Примерно так же сейчас деды из СовБеза выступают против интернета в России, так как он тоже «может поколебать устои». Поколебать консерватизм. Хотя всегда потом хотя бы на время приходилось выбрасывать на свалку консерватизм, чтобы окончательно не погубить Россию в сонном царстве застоя (вводить Оттепель или даже Перестройку).