23 мая 2018, 18:08
Я вот всё думаю, с чего начать. Статья эта многоплановая, тем в ней поднимается много, и все они важные.

Что вытащить на первый план? Наверное, лучше всего вытащить наболевшее, то, что близко многим русско- и украиноговорящим пользователям Фейсбука, а именно тему «необоснованных банов в Фейсбуке».

Наверное, нет ни одного популярного антипутинского фейсбучного блогера, который не отсидел бы в бане один или несколько сроков. Причем, все ведь активно обсуждают эту тему, все понимают, что причины для этих банов — явно надуманы, притянуты за уши и имеют политическую подоплеку. Что речь фактически идет о политической цензуре в интересах российского паханата.

Все это понимают, но ничего поделать не могут. Все жалуются на баны, организуют массовые письма в защиту забаненных активистов, привлекают прессу, и получают на выходе нулевой эффект.

Почему? Да не гадайте почему, я вам скажу. Ответ прост и очевиден.

Потому что все эти забаненные персоны действительно нарушили, и причем очень серьезно нарушили, правила публикации на FaceBook, даже если никто из них самих и окружающих не понимает, в чем именно состояло нарушение.

Просто сами эти правила для русского сектора фейсбука сильно (ну поверьте, очень сильно) отличаются от правил для всех других языков. И когда вы пишете по-русски (независимо от того, в какой стране вы живете и какой язык на Фейсбуке у вас основной) то вы автоматически попадаете под действие этих странных, «отличных от других» правил.

Ну вот, к примеру, допустим фейсбучные алгоритмы обработки русского контента по какой-то странной причине (а о причинах мы поговорим дальше) автоматически считают появление слова «хохол» в вашем тексте, страшным нарушением политики фейсбука. И в какой-то момент вы, потеряв бдительность приводите в своем тексте цитату из Александра Сергеевича Пушкина:

Не торговал мой дед блинами, 
Не ваксил царских сапогов, 
Не пел с придворными дьячками, 
В князья не прыгал из хохлов….

И всё! На ваше сообщение прилетает жалоба и ваш аккаунт уходит в бан.

И вы можете жаловаться на этот бан сколько угодно… Наивное воображение широкой публики рисует существование неких «русскоязычных фейсбучных модераторов», которые все сплошь сторонники Путина и которые только и мечтают днем и ночью о том, чтобы отклонить вашу жалобу.

На деле же все проще и прозаичнее… Ваша жалоба поступает вовсе не русскому модератору Ватнику Ватникову, а какому-нибудь Анируддхе Чаттерджи, который удаленно пашет на фейсбук в городе Мумбае и который по-русски вообще нибубум. Задача господина Анируддхы Чаттерджи состоит вовсе не в том, чтобы вникать в суть творчества Пушкина, а в том, чтобы проверить, были ли соблюдены формальные критерии для вашего наказания. А они были соблюдены.И господин Анируддха Чаттерджи просто фиксирует факт того, что слово «хохол» присутствует, формальные критерии бана соблюдены, и вы наказаны совершенно справедливо. Вы можете привлекать общественность, адвокатов, организовывать тонны писем в свою поддержку. Дело даже может попасть на контроль к фейсбучному начальству. Но все проверяющие будут видеть только одно — алгоритмы отработали правильно, формальные критерии бана соблюдены.

Иной проверяющий может и вникнет в суть дела, поймет, что к чему. Увидит, что наказали вас неправильно и глупо, но ничего, увы, с этим поделать не сможет, потому что формальные критерии соблюдены.

Раньше, еще несколько лет назад у него были такие полномочия, отмотать ваш бан назад в случае ошибки в алгоритмах, но теперь у него таких полномочий нет. Потому что для того, чтобы исключить человеческую предвзятость при разборе жалоб (ну и для оптимизации расходов, знамо дело) человеческие решения были заменены набором жестких правил, обрабатываемых бездушными алгоритмами.

Максимум, что сможет сделать для вас модератор, обнаруживший, что вас наказали необосновано, это послать уведомление о том, что в алгоритмах и правилах содержится такая-то ошибка, вызывающая несправедливые баны. И он сделает это, не сомневайтесь, это его служебная обязанность, уведомлять о таких ошибках. Но это вовсе не приведет к выпуску вас из бана, по крайней мере до тех пор, пока алгоритмы и правила не будут изменены в вашу пользу.

А они не будут изменены. И вот почему. Я уже писал раньше о том, что в русском фейсбуке существуют специальные группы очень квалифицированных специалистов, которые занимаются исключительно тем, что подают в фейсбук очень грамотные и очень мотивированные требования о ваших блокировках.

Вы в войне с ними находитесь в заведомо проигрышной ситуации. Просто потому, что вы не знаете всех этих скрытых правил фейсбука, которые вы сами того не желая, в любой момент можете нарушить. А они все эти правила знают во всех деталях, они, эти правила, содержаться в тех методичках, по которым вас банят.

Откуда у этих «блокировщиков» эти, в общем-то закрытые данные? Как они попали к ним? Думаю, вы уже догадались об ответе. Те, кто составляет эти правила для фейсбука и те, кто руководит группами «блокировшиков», это одни и те же люди.

Как такое может быть? Садитесь и слушайте!

Вот есть в России некая вроде бы совсем небольшая и очень малозаметная для широкой публики фирмешка, назовем ее «фирма А»Сноска 1. А заправляет этой фирмешкой человек, которого мы (вполне логично) назовем «Мистер А». Несмотря на то, что «фирма А» небольшая и малозаметная, ее скрытое влияние на российскую ИТ индустрию огромно. Ее представители сидят во всех комитетах и структурах, через которые IT-бизнес соприкасается с государством и имеют там решающее влияние. Именно «мистер А» решает, кого порекомендовать президенту в качестве «советника по интернету» и вообще, нужна ли при президенте такая должность.

Специализация у «фирмы А» довольно узкая и очень специфическая. Вот уже двадцать лет «фирма А» занимается технологиями анализа русскоязычных текстов и технологиями их интеллектуальной обработки, в том числе и использованием искусственного интеллекта. За двадцать лет «фирма А» напрямую или опосредовано перекупила и взяла под контроль всех специалистов в этой сфере и перекупила или поглотила все рабочие группы, работающие на этом рынке.

И взяла под контроль почти все фирмы, и все стартапы в этой области.

Последнее дело — не напрямую, а через очень дружественную ей некую инвестиционную фирму, назовем ее «фирма Ф». Формально, если чисто по документам, то эта «фирма Ф» является совладельцем «Фирмы А», но в реальности — это очень большой вопрос, кто кому принадлежит на самом деле.

Как бы там ни было, но в настоящее время, почти все что делается в России в области обработки текстов, изображений и звука на русском языке — все это работает либо на алгоритмах лицензированных «фирмой А» и ее аффилированными структурами, либо под контролем связанных с ней специалистов. Есть пара исключений, например, один очень популярный поисковик, но эти исключения только подчеркивают правила.

Вот. Это первая часть марлезонского балета.

А следующая часть будет такая.

В те благословенные годы, когда путин был еще молодым и типа либеральным, а нефтяное бабло лилось над страной, словно дождик, два сотрудника той самой «фирмы Ф» (гляньте наверх, если забыли, что это такое) совершили очень странный поступок. Они взяли и уехали из России, где бабло валялось под ногами, в США, где бабло надо было зарабатывать тяжким трудом. Там они основали — правильно, инвестиционную фирму, которую назвали… ну пуст это будет «фирма Ф2».

«Фирма Ф2» быстро обросла акционерами с американским резидентством и американскими гражданами в качестве менеджеров, так что уже через год ничто не напоминало о ее российских корнях. А потом «Фирма Ф2» начала инвестировать в перспективные фирмы и перспективные коллективы разработчиков по всему миру. Фирмы и коллективы, в которые инвестировала «Фирма Ф2» занимались — правильно — обработкой и анализом контента в разных видах. Но был у «Фирмы Ф2» еще и другой интерес, она также активно входила в любые разработки, связанные с промышленной безопасностью.

От прочих инвесторов «Фирму Ф2» отличало одно важное преимущество: кроме собственно инвесторских денег она давала еще и технологическую помощь: предоставляла свои собственные разработки и алгоритмы в области обработки информации, позволяющие резко продвинуться вперед. Кто ж от такого откажется!

Правда была у «Фирмы Ф2» и одна безобидная, в общем-то, странность. Бывало, хоть и нечасто, так, что войдет в какой-нибудь стартап, даст денег, предоставит ценные технологические разработки, приведет своих специалистов, а потом вдруг бац! Через год, как только пойдет отдача от проекта, вдруг непонятно почему выйдет из стартапа, едва вернув своё. Но предоставленные технологии и алгоритмы в стартапе останутся, и сплоченный коллектив разработчиков в какой-нибудь очень узкой сфере сохранится, и через год уже никто и не вспомнит, что и то и другое было получено от «Фирмы Ф2».

Ну вы уже поняли, куда я клоню. Когда всякие фейсбуки-ватсапы вдруг открыли для себя довольно обширный российский рынок, то, к их удивлению, у них не возникло ни малейшей головной боли по поводу обработки русскоязычного контента. Внезапно оказалось, что рынок буквально насыщен и готовыми решениями в этой области и за специалистами в Россию ехать не надо, их тут полно, прямо под боком, причем иногда даже в виде готовых сложившихся рабочих групп. Вопроса о том, аффилированны ли эти люди и эти решения с какими-то там фирмами «А» и «Ф» никто, конечно, не задавал. Просто потому, что никто даже не подозревал о существовании этих «фирм».

Справедливости ради, надо заметить, что сейчас уже такие вопросы потихоньку начинают задаваться и среди руководства фейсбука и в среде контролирующих государственных людей. Но начинают задаваться слишком поздно.

Фарш, знаете ли, это такое дело, что если уж его провернул в одну сторону, то назад уже никак, дело сделано. И это — физический факт.

Вы не поверите, но порой до смешного доходит! Вот сидит где-нибудь в каком-нибудь европейском городе специалист по русской лингвистике, который известен в России, как Иван Иванов, работник заграничного удаленного офиса дочерней структуры той самой «фирмы А». А в фейсбуке тот же самый человек в тоже самое время числится как Айвен Айвеноу, удаленно работающий специалист по алгоритмизации русскоязычного контента. А чего вы хотите! Глобализация, блин! Я лично знаю таких многостаночников-совместителей, что сидят тут у нас, на Кипре.

Все помнят триумф Марка Цукерберга перед конгрессом США, куда его вызвали по поводу скандала об утечке данных из фейсбука через Кэмбридж Аналитика. Этот триумф широко освещался в прессе.

А вот вчерашний отчет Марка, перед европейскими законодателями, особо не освещался. Потому что триумфа там не было, и вид Марк Цукерберг имел не победный, а довольно побитый и огрызающийся. А все потому, что европейцев интересовала уже не Кэмбридж Аналитика, а конкретный слив данных самим Фейсбуком.

Может быть вы невнимательно читали пользовательское соглашение Фейсбука? А там, между прочим, вполне официально написано, что он передает все ваши данные, хоть и в «обезличенном виде» тем самым «разработчикам» для совершенствования алгоритмов, для предотвращения ошибок… и т.д. и т.п. К кому конкретно эти ваши «обезличенные» данные попадают в итоге, я думаю, объяснять не надо. Равно, как не надо объяснять, что у кого-кого, а уж у этих-то пацанов точно есть способы сделать эти «обезличенные» данные вновь «обличенными».

Впрочем, что мы все о Фейсбуке, да о Фейсбуке. Я же обещал не ограничиваться одним только им.

ОК! Вот вам еще несколько историй. Каждая их них заслуживает отдельного романа, но я сейчас только перечислю их…

Вас не удивляет «непотопляемость» Великого Вождя? Нет я понимаю, вы усиленно убеждаете себя и других, что великий вождь — жалкий изгой, который со дня на день вот-вот потонет. Но ведь не тонет же, собака! Хотите знать, почему?

Вот есть где-то в южном полушарии такая заграничная «фирма Т». Она занимается поставками софта для обеспечения корпоративной безопасности. Очень уважаемая фирма, старая, ей больше двадцати лет. А для IT фирмы 20 лет — это все равно что 150 лет для автомобильной конторы.

Удивительное дело, мало кто интересуется, а что было в те времена, когда «фирма Т» была еще молодой, нищей, и не южнополушарской, откуда она взяла бабла, чтобы раскрутиться. А вот если бы кто поинтересовался, то у него челюсть о пол бы брякнула от удивления, насколько официальная версия, изложенная на сайте «фирмы Т», далека от реальности. Там особо и копать-то не надо, лубянские пацаны в те времена были людьми малоискушенными в компьютерных делах и наследили так, что мама не горюй.

Меж тем, решения, предлагаемые «фирмой Т», очень полюбились арабским нефтяным шейхам, и кто знает, может быть в той папочке, что кладут на стол Великому Вождю по утрам, прячется приватная переписка самого короля Абдаллы.

Или вот, к примеру, стоит у вас на компьютере не презираемая вами голимая винда, а какая-то нормальная операционная система, достойная реальных пацанов. Но вот беда, хоть иногда, но возникает необходимость запустить какой-нибудь голимый виндовый софт. Ну нет ничего такого для вашей операционки! Кто-то, может быть, будет копаться со всякими левыми бесплатными решениями с открытым кодом, но вы, как конкретный пацан просто покупаете для этого серьезный солидный софт одной среднеазиатской фирмы…

Ой, напрасно вы не поинтересовались, на какое-такое финасирование раскрутилась эта «заграничная фирма» в лихие 90-е. А если бы поинтересовались бы, то возможно задались бы вопросом, а не окажутся ли все ваши секреты в высоких лубянских кабинетах после установки этого софта.

Короче, вектор ясен?

К теме этой я еще вернусь не раз, а пока что — переваривайте.

----------------------------------

Я намерено не пишу полные названия фирм и фамилии персонажей, дабы у них не возникло соблазна потребовать у меня доказательств. Их есть у меня, этих доказательств, но хороший повар не подает блюдо к столу преждевременно, а ждет, когда оно совсем приготовится.